- Проблемы национального строительства. Распад СССР способствовал обострению межнациональных и межконфессиональных отношений. Острый вопрос об обновлении принципов федерализма. Социально-экономический кризис, разрыв хозяйственных связей, слабость центральной власти – рост сепаратизма в регионах. Национальные движения в Татарстане, Чечено-Ингушской Республике, Бурятии, Башкирии, Якутии и других.
- Правовое регулирование. 1992 – подписание Федеративного договора (Чечня и Татарстан не подписали). 1993 – Конституция РФ. Принципы федеративного устройства: государственная целостность РФ, единство системы государственной власти, разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации; равенство субъектов РФ, равноправие и самоопределение народов. Государственный язык – русский.
- Отношения центра и субъектов в 1990-е. Сохранение неравенства (у республик де-факто больше прав). Экономические диспропорции. Дискриминация этнических меньшинств, проблемы русскоговорящего населения. Политика центра по выравниванию ситуации, налаживание диалога. 1994 – договор с Татарстаном. 2000 – принятие федеральных законов о государственном флаге, гимне и гербе РФ. Утверждение государственной символики.
- Военно-политический кризис в Чечне. Причины: стремление части чеченских элит к независимости, слабость центральной власти, формирование террористических группировок. 1991 – разделение Чечено-Ингушской Республики. Выход Чечни из состава РФ. 1994–1996 – военные действия. Захваты заложников. Слабость федеральных войск. 1996 – Хасавюртовские соглашения, вывод войск и откладывание вопроса о статусе республики.
Проблемы построения федеративного государства
Было полезно?
Рекомендуем
Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках