- Отечественная война 1812 года – важнейшее событие мировой истории XIX в.
- Причины: несоблюдение Россией условий Тильзитского мира; вмешательство Франции в дела Польши; стремление Наполеона к мировому господству.
- Планы сторон. Франция: разбить русскую армию в приграничном сражении и принудить Россию следовать планам Франции. Россия: завлечь противника вглубь страны, отрезать от линий снабжения и разгромить.
- Соотношение сил. Франция: закалённая в боях армия «двунадесяти языков», до 670 тыс. чел. Россия: разделённая на три части вдоль западных границ 300-тысячная армия (М. Барклай де Толли, П. Багратион, А. Тормасов). Общий потенциал: до 600 тыс. чел.
- Первый этап. 12.06 – переход французов через Неман. Отступление и соединение русских армий под Смоленском. 4–6.08 – Смоленское сражение. Поражение русских. 8.08 – М. Кутузов назначен главнокомандующим. Отступление продолжалось. 26.08 – Бородинское сражение. Закончилось фактически ничьёй, большие потери с обеих сторон. Массовый героизм (Н. Раевский, И. Дорохов, П. Багратион и др.). 01.09 – совет в Филях, решено оставить Москву для сохранения армии. Сентябрь – Наполеон в Москве, деградация армии. 07.10 – возвращение на Запад для пополнения сил.
- Второй этап. 05–21.09 – Тарутинский марш-манёвр русской армии (перекрыт путь французов к Калужской дороге). Отдых армии, подкрепление. Развернулась партизанская война (Д. Давыдов, Г. Курин, В. Кожина). 12.10 – битва под Малоярославцем, французы вынуждены идти по разорённой Смоленской дороге. Октябрь – декабрь – гибель «великой армии» (сражения под Вязьмой, Красным, при р. Березине). 25.12 – манифест о завершении войны.
- Причины победы: народный характер войны, высокий уровень подготовки армии, стойкость и мужество воинов и партизан, сплочённость страны ради спасения.
История • 9 класс
3584
Отечественная война 1812 года
Было полезно?
Рекомендуем
Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках