- 1985–1986 – стратегия ускорения. Методы: «человеческий фактор», научно-технический прогресс, административные меры. Меры: антиалкогольная кампания (1985); укрепление трудовой дисциплины; рационализация производства; госприёмка; максимальная загрузка мощностей. Итоги: сокращение объёмов производства, повышение аварийности (Чернобыльская катастрофа, 1986); противоречивость антиалкогольной кампании.
- 1987–1989 – структурная перестройка. Методы: развитие частной инициативы и самостоятельности предприятий. Меры: законы о госпредприятии, о кооперации, об индивидуальной трудовой деятельности, конверсия ВПК. Итоги: разбалансированность экономики вследствие бессистемности и противоречивости мер, слабости государственного и незрелости коммерческого сектора. Резкое падение мировых цен на нефть усугубило кризис.
- 1990–1991 – попытки переходы к рынку. Меры: разработка союзным центром и российским руководством экономических программ. Правительственная программа – Н. И. Рыжков, Л. И. Абалкин (поэтапное введение). Программа «500 дней» – С. С. Шаталин, Г. А. Явлинский (быстрый переход), не принята центром. Руководство РСФСР решило проводить самостоятельно. Методы: 1991 – закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР. Конфискационная денежная реформа. Итоги: усиление дезинтеграционных процессов, крах экономической политики.
- Итоги. Трёхкратное повышение цен, пустые полки магазинов привели к возвращению карточной системы. Экономический кризис превратился в ведущий политический фактор. Рост забастовочного движения. Усталость населения от проблем на потребительском рынке.
История • 11 класс
702
Социально-экономическое развитие СССР в 1985–1991 годы
Было полезно?
Рекомендуем
Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках