- 25.03.1953 – смерть И. В. Сталина. Противоречивая реакция в обществе СССР и в мире.
- Смена политического курса началась с внутрипартийной демократизации вследствие борьбы за власть. Коллективное руководство: Л. Берия – глава МВД; Г. Маленков – председатель Совета министров; Н. Хрущёв – 1-й секретарь ЦК КПСС.
- На первом этапе (март–июнь 1953) члены Политбюро объединились против Л. Берии. Второй этап (июнь 1953 – февраль 1955) завершился смещением Г. Маленкова (обвинён в экономических перегибах). На третьем этапе (февраль 1955 – июнь 1957) элита безуспешно пыталась сместить Н. Хрущёва («Антипартийная группа»: Маленков, Каганович, Молотов). В руках Хрущёва сосредоточилась вся власть в итоге.
- 1956 – ХХ съезд КПСС. Доклад Хрущёва «О культе личности и его последствиях». Начало десталинизации и демократизации режима. Раскол в партии, раскол социалистического лагеря (конфликт с Китаем).
- Политические реформы «оттепели»: амнистия, реабилитация жертв политических репрессий), расширение прав республик и возвращение депортированных народов, демократизация государственных органов, партийных и общественных организаций.
- Программа построения коммунизма в СССР принята на XXII съезде КПСС (1961). Цель: коммунизм к 1980. Задачи: обеспечить 1-е место по уровню производства и жизни населения; перейти к коммунистическому самоуправлению; сформировать «нового человека». Реализация: введение общественных форм управления, демократизация управления, подготовка Конституции. Итоги: критика со стороны партийного аппарата, рост социальной напряжённости (обещания не соответствуют реальности).
История • 11 класс
1052
Смена политического курса и борьба за власть после смерти И. В. Сталина
Было полезно?
Рекомендуем
Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках