История • 10 класс
736

Коллективизация сельского хозяйства. Результаты, цена и издержки модернизации

  • 1927—1928 — «хлебная стачка». Резкий рост цен и введение карточной системы в городах.
  • Дискуссии о развитии советской деревни: Н. И. Бухарин: углубление нэпа. И. В. Сталин: курс на коллективизацию.
  • Коллективизация — политика преобразования сельского хозяйства на основе раскулачивания и насаждения колхозов.
  • Колхоз — производственный кооператив, участники которого безвозмездно передавали в бессрочное пользования средства производства и земельные участки. Выполненная работа оценивалась в трудоднях, оплачивалась натуральной продукцией. Колхозники не имели паспортов. Основной доход — приусадебное хозяйство.
  • Раскулачивание — политика вытеснения рыночных отношений в деревне и ликвидации кулачества как класса в 1929—1932. Чётких критериев «кулака» нет. Итог: разорение деревни, ликвидация наиболее предприимчивых хозяйств.
  • Причины: экономические (деньги на индустриализацию), социальные (снабжение городских жителей), идеологические (ликвидация капитализма).
  • Ход: 1928 — создание первых колхозов, начало механизации (первые машинно-тракторные станции — МТС). 1929 «Год Великого Перелома». Курс на сплошную коллективизацию. Сопротивление крестьян. 1930 — «Головокружение от успехов». Приостановка коллективизации. Массовый выход из колхозов. 1931 — неурожай. Экспорт хлеба всё равно, так как нужны деньги для индустриализации. 1932—1933массовый голод в СССР. Приостановка коллективизации. 1934—1937 — завершающий этап создания колхозов.
  • Итоги: резкое сокращение сельского хозяйства, гибель миллионов от голода и раскулачивания, ликвидация рыночного хозяйства, создание государственной системы снабжения и выкачивания средств из сельского хозяйства.
  • Результаты, цена и издержки модернизации: с одной стороны, превращение СССР в аграрно-индустриальную державу, ликвидация безработицы, экономическая независимость. С другой стороны, резкое падение уровня жизни населения вследствие отсталости легкой промышленности и коллективизации в деревне. Массовый голод.
Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»