- Образование: Развитие грамотности приобретает массовый характер. Начальное образование – бесплатное. Среднее, высшее образование – платное. Появились бесплатные библиотеки, увеличилось число печатной продукции.
- Росло количество высших учебных заведений. В 1826 году был открыт первый лондонский университетский колледж (готовил инженеров и врачей). В 1836 году колледж был преобразован в университет. В 1850-х в университет могли поступать женщины и стали проводить вечерние занятия для работающих лондонцев.
- Физика. Открытие законов термодинамики, превращения тепловой энергии в механическую (англичане У. Томсон, Д. П. Джоуль, немцы Г. Гельмгольц, Р. Клаузиус). Теория об атомарном строении вещества – Ж. Л. Гей-Люссак, Д. Дальтон, А. Авогадро. 1831 – Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции.
- Химия. Созданы соединения бензол и бутилен, найдены методы сжижения газов, получения вольфрама, фтора. Г. Р. Кирхгоф и Р. В. Бунзен создали метод спектрального анализа. В конце XIX в. открыли рентгеновские лучи и явление радиоактивности. Открытия Резерфорда – сложное строение атома и элементарных частиц.
- Математика. К. Ф. Гаусс разработал теорию чисел, Н. И. Лобачевский – неевклидову геометрию, Д. Буль – положения математической логики. Медицина. С середины XIX в. стал применяться наркоз, был открыт способ обеззараживания ран (Д. Листер). Л. Пастер положил начало микробиологии, разработал метод вакцинации. Эволюционная теория Ч. Дарвина.
- Философия, психология, социология. Г. Гегель – сформулировал основные законы диалектики. В качестве самостоятельной научной дисциплины выделилась социология (М. Вебер, Э. Дюркгейм). Развитие психологии – З. Фрейд.
- Развитие техники: Появились газовые плиты, светильники, лифты, швейные машинки. В конце XIX в. изобрели трамвай, троллейбус, первый автомобиль. Технический прогресс менял повседневную жизнь людей. Удобным и общедоступным становился транспорт, совершенствовалась планировка квартир. Современные средства связи облегчали общение.
Образование и наука в XIX веке
Было полезно?
Рекомендуем
Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках