- X–XI вв. – быстрый рост числа городов в Европе. Причины: развитие торговли, ремесла и сельского хозяйства, прирост населения. Городcкие жители не были обязаны были платить оброк и нести барщину для феодала. Функции города: управление округой, защита жителей, центр ремесла, торговли и культуры.
- XII‒XIII вв. – борьба городов с сеньорами. Задачи: ограничение феодальных повинностей, а впоследствии – полная свобода. Итоги: появление «вольных городов», развитие городского самоуправления, формирование «третьего сословия» – бюргерства, получение горожанами политических прав и свобод.
- Города, получавшие свободу, назывались коммунами. Выборный городской совет ведал судом, сбором налогов, казной, следил за порядком. Городской глава (мэр, бургомистр) управлял советом, был главой войска.
- Городское население:
- богатые горожане – купцы, владельцы банков, домов, кораблей, земельных участков;
- средний класс (бюргеры) – торговцы, мастера, ремесленники;
- бедные горожане – рабочие, подмастерья, беглые крестьяне;
- Цех – объединение ремесленников с целью защиты своих интересов. У каждого цеха был свой устав (правила). Мастер – ремесленник, обладающий опытом и большим искусством. У мастеров были ученики – подмастерья.
- В центре находилась главная площадь с собором и ратушей (здание городского совета). Здесь же – дом или замок сеньора. Улицы были узкими, дома часто строились ввысь. На улицах было очень грязно из-за отсутствия мостовой, водопровода и канализации. Города были окружены стенами, валами и рвами.
Возвращение городов. Быт горожан. Цеха
Было полезно?
Рекомендуем
Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках