- Московские князья XIV–XV вв. укрепляли свою власть разными способами. Один из них – сакрализация власти, наделение священными свойствами. Ещё со времён Древней Руси князь считался наместником Бога. В XIV–XV вв. многие князья были причислены к лику святых (Владимир I, Владимир Мономах и другие). В Сказании о князьях Владимирских происхождение Рюриковичей ведётся от римского императора Августа.
- Русская православная церковь была заинтересована в сильной княжеской власти. Сильная власть означала порядок и безопасность. В 1325 митрополит Пётр перенёс кафедру из Владимира в Москву. Церковь поддерживала князей в борьбе с Ордой. В 1380 Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву.
- XIV–XV вв. – время переосмысления роли Церкви в жизни общества. Возникло множество ересей (стригольники, жидовствующие и другие). Показателен спор между иосифлянами и нестяжателями. Нестяжатели (Нил Сорский) считали, что монахи должны отказаться от всего земного. Иосифляне (Иосиф Волоцкий) говорили, что только богатая церковь обладает влиянием. Иван III поддержал иосифлян.
- Византия к XV в. ослабла под натиском Османской империи. В 1439 была заключена Флорентийская уния (договор) с католиками: признание верховенства Папы римского в обмен на помощь в борьбе с турками. Русская церковь и князь Василий II выступили резко против. В 1448 – провозглашение автокефалии (независимости) русской церкви.
- В 1453 Константинополь завоёван турками, перестал быть мировым центром православия. Князь Иван III женился на византийской принцессе Софье Палеолог и принял титул Государя Всея Руси. Представление о русском государе как наследнике византийских монархов. Возникла концепция «Москва – третий Рим».
Сакрализация княжеской власти. Развитие Русской православной церкви
Было полезно?
Рекомендуем
Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках