Эта статья посвящена обзору статей в журнале «Химия в школе» № 1 за 2025 год, из которых учитель может почерпнуть полезные методические советы, прочитать про интересный опыт коллег, найти новый материал для своих уроков. По темам статей предлагаем цифровые работы «Облака знаний», которые помогут учителю разнообразить школьный урок.
Лауреаты Нобелевской премии по химии 2024 года
Статья знакомит с лауреатами Нобелевской премии по химии 2024 года. За «компьютерный дизайн белков и за предсказание структуры белка» премию присудили сотруднику Медицинского института Говарда Хьюза (США) Дэвиду Бейкеру и сотрудникам компании Google DeepMind (Великобритания) Демису Хассабису и Джону Джамперу. При объяснении ученикам 10 класса темы «Белки» уместно будет рассказать об этом. В «Облаке знаний» есть задание «Структура белковых молекул», которое поможет закрепить знания нового материала.
Развитие функциональной грамотности в курсе химии 9 класса
В этой статье учитель СОШ № 208 из Екатеринбурга В. В. Малимонов описал свой опыт развития функциональной грамотности на примере урока химии в 9 классе по теме «Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции».
Дополнительно по этой теме приведем несколько заданий «Облака знаний», которые способствуют развитию функциональной грамотности. Например, задание «Связь порядкового номера и строение ядра атома» для 9 класса развивает умение извлекать информацию из графиков, сравнивать, анализировать.
Задание «Скорость химических процессов» для 9 класса направлено на формирование математической грамотности. Ученик должен познакомиться с представленной информацией, преобразовать её в математическую формулу, вычислить скорость каждого процесса и сравнить полученные результаты.
Задание «Охрана труда на химическом производстве» способствует не только повышению экологической грамотности, но и развивает читательскую грамотность. Для выполнения задания ученик должен внимательно прочитать текст, скрытый во всплывающем окне, и извлечь из него необходимую информацию.
Использование приёмов мнемотехники в процессе обучения
Обратите внимание на интересную статью узбекских коллег М. А. Кучкарова из Ташкентского государственного педагогического университета им. Низами и Турдиева З. З. из СОШ № 74 г. Шахрисаба, которая посвящена использованию мнемотехнических приёмов при изучении химии. На примере урока по теме «Последовательность заполнения электронных орбиталей атомов малых и больших периодов» авторы показывают, как искусственные ассоциации помогают школьникам запомнить сложный теоретический материал.
В интерактивной презентации «Облака знаний» по теме «Химические элементы и их символы» использован мнемотехнический приём, основанный на эффекте Ресторффа (выделяющийся объект запоминается лучше остальных), позволяющий школьником легче запомнить названия и символы химических элементов.
О развитии познавательного интереса в профориентационной работе
Коллеги из Казанского национального исследовательского технологического университета (Хамитова А. И., Зинкичева Т. Т.) написали статью, посвящённую развитию познавательного интереса у школьников в процессе выбора профессии. Авторы делятся опытом повышения интереса у школьников путём проведения ярких демонстрационных экспериментов, изложения новой информации в стихотворной форме.
В заданиях «Облако знаний» также уделяется внимание знакомству школьников с различными профессиями, связанными с химией. Например, в задании «Приготовление раствора протаргола» для 8 класса в процессе решения задачи на приготовление раствора с заданной массовой долей компонента ученики знакомятся с профессией фармацевта.
Железо в организме: когда неорганическая химия встречается с биохимией
В статье сотрудников МГУ им. М. В. Ломоносова Орловой П. Д., Скурединой А. А., Шалыбковой А. А. и Ле-Дейген И. М. рассказано о необходимости развития умения решать задачи на стыке наук, например, на стыке химии и биологии. Это умение может быть полезно при решении олимпиадных задач, при дальнейшем обучении выпускников по биохимическим и медицинским специальностям. В статье в качестве примера дана олимпиадная задача, в которой школьник должен использовать знания из неорганической химии о свойствах соединений железа и из биологии о метаболизме железа в организме человека.
В «Облаке знаний» также есть задания, развивающие межпредметные связи. Например, задание углублённого уровня для 10 класса по теме «Биологическая роль пиррола», в котором ученики знакомятся с химическим строением гемоглобина и хлорофилла.
Задание углублённого уровня для 11 класса «Кофакторы и коферменты» раскрывает механизм действия ферментов в организме человека.
Пусть журнал «Химия в школе» станет вашим постоянным помощником в работе, а материалы образовательной платформы «Облако знаний» позволят сделать процесс обучения более интересным и высвободят время для решения творческих задач.