Повышая мотивацию школьников к самостоятельному получению новых знаний, умению ставить вопросы и искать на них ответы, учитель реализует системно-деятельностный подход, закреплённый в образовательном стандарте. Достижение этой цели невозможно без развития у школьников критического мышления.
Сформированное умение самостоятельно логично мыслить, рассуждать, обнаруживать плюсы и минусы, подвергать всё сомнению, уметь признавать ошибки, делать выводы будет полезным не только в процессе обучения, но и в дальнейшей жизни школьника.
Школьные уроки химии при правильном методическом подходе позволяют развивать критическое мышление как при решении задач, выполнении лабораторных работ, так и при участии школьников в исследовательской деятельности. Как это сделать, рассмотрим на примере цифровых заданий «Облака знаний» для 10 класса (углубленный уровень) по химии.
Верные и неверные утверждения
Один из приёмов развития критического мышления – оценка истинности изложенных утверждений. В таких заданиях ученику предлагается прочитать текст, просмотреть видеофрагмент, содержащий новую для него информацию.
Чтение текста без последующего его анализа обычно не вызывает у школьников большого интереса, материал слабо запоминается. А изучение текста с целью найти в нём подтверждение или опровержение данным ниже утверждениям активизирует мыслительную активность, при этом новая информация запоминается лучше.
При изучении в 10 классе темы «Химические свойства алканов» в задании «Реакции, характерные для алканов», предлагается изучить интерактивную схему, а затем отметить, какие реакции характерны для алканов, а какие – нет.
При просмотре видеофрагмента учеником, перед которым поставлена задача найти ответы на вопросы, сформирует умение обращать внимание на детали, анализировать увиденное, сравнивать полученную информацию, делать выводы. Например, в задании «Облака знаний» «Изменение свойств галогенов» по теме «Изменение свойств химических элементов в группах» ученикам предлагается после просмотре видеофрагмента отметить верные и неверные утверждения.
Сравнение различных мнений
Развитие химической науки шло не по гладкой накатанной дороге. Часто именитые учёные высказывали диаметрально противоположные мнения. В «Облаке знаний» есть задания, которые учат школьников сравнивать разные точки зрения, аргументировать выбор одной из них. Так, при изучении в 10 классе темы «Ароматические углеводороды» в задании «Строение молекулы бензола» ученикам предлагается прочитать различные мнения о строении молекулы этого углеводорода, а затем указать экспериментальные данные, которые опровергают одно из мнений.
В задании «Облака знаний» для 11 класса «Отличие Периодического закона от предшествующих работ» по теме «Периодический закон Д. И. Менделеева и его значение» ученикам предлагается сравнить различные попытки классификации химических элементов и указать принципиальное отличие от них Периодического закона Д. И. Менделеева.
Поиск достоинств и недостатков
В процессе развития критического мышления ученик должен научиться находить достоинства и недостатки у различных устройств, процессов, технологий, теорий. Выработать такое умение позволяет задание «Облака знаний» для 11 класса «Достоинства и недостатки свинцового аккумулятора» по теме «Аккумуляторы». На основе анализа найденной в дополнительной литературе, Интернете, справочнике информации предлагается отметить плюсы и минусы широко применяемого в жизни источника энергии.
Формулирование и проверка гипотезы
В лабораторном практикуме «Облака знаний» каждая работа требует формулирования гипотезы, которая затем проверяется в ходе выполнения виртуального или реального эксперимента. Такой подход способствует выработке умения критически относиться к своему мнению, понимать, что оно может быть ошибочно, учиться признавать это, формулировать новую гипотезу, если первая оказалась опровергнута экспериментально.
Например, при выполнении в 11 классе лабораторной работы по теме «Сравнение свойств гидроксидов 3 периода Периодической системы» ученику предлагается сформулировать гипотезу о свойствах гидроксидов элементов 3 периода, а затем провести виртуальный эксперимент и сравнить свою гипотезу с результатом, полученным при выполнении лабораторной работы.
Самостоятельный поиск и анализ информации
Критическое мышление не может сформироваться, если школьники будут получать новые знания в готовом виде. Лучше запоминается та информация, которую ребёнок нашёл самостоятельно. «Облако знаний» предлагает ряд заданий, в которых ученику предлагается самостоятельно найти справочные данные (в таблицах, на графиках), описание веществ (в дополнительной литературе, в Интернете, в видеофрагменте).
Примеры заданий «Облака знаний» на самостоятельный поиск информации:
- «Состав стекла» по теме «Соединения натрия и калия» для 9 класса — ученикам предлагается с помощью Интернета установить, какие оксиды входят в состав разных стёкол.
- «Растворимость солей» для 8 класса — ученики должны извлечь необходимую для решения задания информацию из графиков.
- «Углеводы в продуктах питания» по теме «Химия пищи» для 11 класса — ученики должны найти нужную информацию в таблице.
- «Изменение окислительно-восстановительных свойств в периоде» по теме «Изменение свойств химических элементов в периоде» для 11 класса — ученикам предлагается видеофрагмент, из которого необходимо получить ответ на поставленный вопрос.
Использование заданий «Облако знаний» в сочетании с уроками разных типов поможет вам не только научить школьников химии, но и воспитать самостоятельно мыслящие личности.