Статьи • 21.03.2025
142

Развиваем критическое мышление на уроках химии

Повышая мотивацию школьников к самостоятельному получению новых знаний, умению ставить вопросы и искать на них ответы, учитель реализует системно-деятельностный подход, закреплённый в образовательном стандарте. Достижение этой цели невозможно без развития у школьников критического мышления.

Сформированное умение самостоятельно логично мыслить, рассуждать, обнаруживать плюсы и минусы, подвергать всё сомнению, уметь признавать ошибки, делать выводы будет полезным не только в процессе обучения, но и в дальнейшей жизни школьника.

Школьные уроки химии при правильном методическом подходе позволяют развивать критическое мышление как при решении задач, выполнении лабораторных работ, так и при участии школьников в исследовательской деятельности. Как это сделать, рассмотрим на примере цифровых заданий «Облака знаний» для 10 класса (углубленный уровень) по химии.

Верные и неверные утверждения

Один из приёмов развития критического мышления – оценка истинности изложенных утверждений. В таких заданиях ученику предлагается прочитать текст, просмотреть видеофрагмент, содержащий новую для него информацию.

Чтение текста без последующего его анализа обычно не вызывает у школьников большого интереса, материал слабо запоминается. А изучение текста с целью найти в нём подтверждение или опровержение данным ниже утверждениям активизирует мыслительную активность, при этом новая информация запоминается лучше.

При изучении в 10 классе темы «Химические свойства алканов» в задании «Реакции, характерные для алканов», предлагается изучить интерактивную схему, а затем отметить, какие реакции характерны для алканов, а какие – нет.

При просмотре видеофрагмента учеником, перед которым поставлена задача найти ответы на вопросы, сформирует умение обращать внимание на детали, анализировать увиденное, сравнивать полученную информацию, делать выводы. Например, в задании «Облака знаний» «Изменение свойств галогенов» по теме «Изменение свойств химических элементов в группах» ученикам предлагается после просмотре видеофрагмента отметить верные и неверные утверждения.

Сравнение различных мнений

Развитие химической науки шло не по гладкой накатанной дороге. Часто именитые учёные высказывали диаметрально противоположные мнения. В «Облаке знаний» есть задания, которые учат школьников сравнивать разные точки зрения, аргументировать выбор одной из них. Так, при изучении в 10 классе темы «Ароматические углеводороды» в задании «Строение молекулы бензола» ученикам предлагается прочитать различные мнения о строении молекулы этого углеводорода, а затем указать экспериментальные данные, которые опровергают одно из мнений.

В задании «Облака знаний» для 11 класса «Отличие Периодического закона от предшествующих работ» по теме «Периодический закон Д. И. Менделеева и его значение» ученикам предлагается сравнить различные попытки классификации химических элементов и указать принципиальное отличие от них Периодического закона Д. И. Менделеева.

Поиск достоинств и недостатков

В процессе развития критического мышления ученик должен научиться находить достоинства и недостатки у различных устройств, процессов, технологий, теорий. Выработать такое умение позволяет задание «Облака знаний» для 11 класса «Достоинства и недостатки свинцового аккумулятора» по теме «Аккумуляторы». На основе анализа найденной в дополнительной литературе, Интернете, справочнике информации предлагается отметить плюсы и минусы широко применяемого в жизни источника энергии.

Формулирование и проверка гипотезы

В лабораторном практикуме «Облака знаний» каждая работа требует формулирования гипотезы, которая затем проверяется в ходе выполнения виртуального или реального эксперимента. Такой подход способствует выработке умения критически относиться к своему мнению, понимать, что оно может быть ошибочно, учиться признавать это, формулировать новую гипотезу, если первая оказалась опровергнута экспериментально.

Например, при выполнении в 11 классе лабораторной работы по теме «Сравнение свойств гидроксидов 3 периода Периодической системы» ученику предлагается сформулировать гипотезу о свойствах гидроксидов элементов 3 периода, а затем провести виртуальный эксперимент и сравнить свою гипотезу с результатом, полученным при выполнении лабораторной работы.

Самостоятельный поиск и анализ информации

Критическое мышление не может сформироваться, если школьники будут получать новые знания в готовом виде. Лучше запоминается та информация, которую ребёнок нашёл самостоятельно. «Облако знаний» предлагает ряд заданий, в которых ученику предлагается самостоятельно найти справочные данные (в таблицах, на графиках), описание веществ (в дополнительной литературе, в Интернете, в видеофрагменте).

Примеры заданий «Облака знаний» на самостоятельный поиск информации:

Использование заданий «Облако знаний» в сочетании с уроками разных типов поможет вам не только научить школьников химии, но и воспитать самостоятельно мыслящие личности.

Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»
Логотип облако знаний
+7 (499) 322-07-57
info@oblakoz.ru

Контактный центр

МО, г. Долгопрудный,
Лихачевский проезд, 4, стр. 1

Отдел заботы о пользователях

Политика конфиденциальности

© ООО «Физикон Лаб», 2025

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪