Функциональную грамотность учащихся развивают в рамках всех предметов школьной программы. В физике, как предмете естественно-научного цикла, основное внимание уделяется естественно-научной грамотности. Но не менее важны и остальные виды функциональной грамотности: и математическая, и читательская, и другие.
Под читательской грамотностью подразумевается не столько умение читать, сколько работать с текстом. Читательская грамотность – это способность учащегося воспринимать, анализировать, использовать и оценивать письменный текст для достижения определенных целей, расширять свои знания и читательский потенциал. Кроме того, от учащихся требуется умение работать не только с письменным текстом, но и с информацией других видов и форм представления.
Покажем, как умение работать с информацией и читательская грамотность формируются на уроках физики на примере самостоятельных работ «Облака знаний» для 8 класса.
Умение воспринимать текст
Умение быстро читать и понимать прочитанное необходимо при решении расчётных задач. Хорошие физические задачи ориентированы на практику и обычно содержат много текста в условии. Этот текст нужно прочитать, понять суть задачи и извлечь из текстового описания заданные физические величины.
Перейти к работе
Умение анализировать текст
Многие задачи (и одна из них в ОГЭ) основаны на чтении текстов физического содержания: отрывков из научно-популярных статей, учебников или справочников. Текст нужно проанализировать и понять, сооответствуют ли приведенные утверждения написанному.
Перейти к работе
Умение искать информацию
Некоторые задачи не содержат всю требующуюся для решения информацию. Умение искать ее в справочниках, учебниках, интернете – это тоже необходимый навык в современном мире.
Перейти к работе
Перейти к работе
Интерпретировать информацию других видов и форм представления
Условие задачи может быть представлено не только в текстовом виде. Могут использоваться схемы, фотографии, таблицы, графики. Из них нужно уметь вычленить информацию, а результаты лабораторных работ чаще всего необходимо представлять в виде таблиц или графиков.
Знакомиться с принципами работы различных устройств удобнее и нагляднее в графическом виде.
Перейти к работе
Перейти к работе
Источником информации помимо текста может быть фотография проведения опыта или этикетка с характеристиками предмета.
Перейти к работе
Перейти к работе
При изучении электрических явлений школьники учатся интерпретировать показания измерительных приборов, «читать» электрические схемы.
Перейти к работе
Перейти к работе
Работа с графиками и таблицами — важный навык при изучении физики. Нужно уметь сопоставлять график и текстовое описание, извлекать из графика численную информацию, делать выводы на основе таблиц и графиков.
Перейти к работе
Перейти к работе
Перейти к работе
Заключение
Таким образом, читательская грамотность на уроках физики является не менее важной, чем естественно-научная грамотность. Навыки работы с информацией, получаемые школьниками при решении физических задач, пригодятся им и при освоении других школьных предметов, а также за пределами школы.