Статьи • 19.12.2023
470

Опорные конспекты «Облака знаний» в углублённом изучении географии

В статье на конкретных примерах показываем, как можно использовать на занятиях по географии такой жанр электронных образовательных ресурсов, как опорные конспекты.

В курсе географии 10–11 классов в федеральном учебном плане определены два уровня изучения географии: базовый и углублённый. Содержание предмета на углублённом уровне, как и на базовом, определяется требованиями ФГОС среднего общего образования и Федеральной рабочей программой по географии соответствующего уровня. 

Раньше образовательные учреждения были более свободны в трактовке содержательных аспектов углубления, поэтому образовательные программы углублённого уровня в разных учебных заведениях различались весьма существенно. Сейчас, когда содержание предмета на углублённом уровне унифицировано и предполагают реализацию в полном объёме содержания Федеральной рабочей программы, учителя столкнулись с недостатком соответствующих дидактических материалов. 

В методическом пособии для учителей, выпущенном ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», рекомендованы некоторые источники информации, однако их недостаточно для реализации всего курса и, что самое важное, среди них нет ни одного учебника или учебного пособия, в котором материал курса был бы представлен в систематизированном виде. Создание такого учебника – дело будущего, а пока задача осмысления всех деталей содержания курса и обеспечения его необходимыми учебными материалами ложится на плечи самих учителей.

Задача эта непростая, поскольку углублённый курс географии в средней школе отличается исключительной насыщенностью, охватывает широкий спектр проблем из различных отраслей современной географической науки, и предполагает освоение учащимися сложных теоретических вопросов и понятий, многие из которых включены в содержание программы впервые. 

В этих условиях хорошим подспорьем для организации учебного процесса могут стать опорные конспекты «Облака знаний». Расскажем о том, как их можно использовать. 

Что собой представляют опорные конспекты в «Облаке знаний»

Опорный конспект «Облака знаний» (слайд-конспект) — это сжатое изложение основного содержания изучаемой темы, концентрированная теория. Как и любой слайд, он может содержать, помимо текста, иллюстративный материал, схемы. Его преимущества — максимальная лаконичность и акцентирование на ключевых вопросах. Объём конспекта — не более 20 строк, что укладывается в 1 слайд презентации. Учитель может включить его в свою презентацию и использовать непосредственно на уроке, либо предложить учащимся изучить материал самостоятельно в сервисе «Облако знаний».

Ценность опорных конспектов особенно возрастает, когда речь идёт о темах, которые не рассматриваются в базовых учебниках. Например, такие вопросы, как «Пространство как объект изучения географии», «Географический прогноз и географическая экспертиза», «Геополитическая структура мира», «Глобальные города», «Культурный ландшафт и культурная география» и другие требуют от учителя серьёзной предварительной подготовки, самостоятельной проработки большого объёма теоретического материала. 

Опорные конспекты «Облака знаний» дают надёжный ориентир в этой работе.  Их использование – это экономия вашего времени без ущерба качеству обучения. Подчеркнём, что и базовый, и углублённый курсы географии обеспечены опорными конспектами на 100 %, т.е. они есть к каждой теме.

Работа с опорным конспектом на уроке проходит с использованием тех же методических приёмов, что и работа с учебником или любым другим источником текстовой информации. Использовать его можно на разных этапах урока. Приведём несколько конкретных примеров.

Пример 1. Гидросфера и водные ресурсы

Программа углублённого уровня предусматривает включение тем, связанных не только с комплексом экономико- и социально-географических, но и физико-географических наук. При их изучении встаёт задача систематизировать знания, полученные школьниками в 5-8 классах с тем, чтобы на этой основе более глубоко рассмотреть актуальные для нашего времени проблемы взаимодействия общества и природы. 

Вы можете сэкономить время и помочь учащимся вспомнить подзабытый материал: предложите им в начале урока в течение 5-7 минут самостоятельно изучить слайд-конспект, а после этого организуйте беседу с опорой на его содержание. Беседа может включать, например, такие вопросы: 

  • Почему гидросфера считается непрерывной, когда ряд районов Земли страдает от чрезвычайной сухости? 
  • Участвуют ли в круговороте воды полярные ледники? 
  • Какую долю от объёма гидросферы занимают воды суши? 
  • Какой из видов вод изучает каждая из упомянутых в конспекте физико-географических наук?

После этого можно переходить к обсуждению новых для учащихся понятий и проблем: водный баланс территории, перераспределение влаги на Земле под влиянием глобального потепления.

Пример 2. Электроэнергетика мира

Опорным знанием для освоения этой темы в теоретической части выступает материал курса «География России», однако весь фактический материал о структуре и географии мировой электроэнергетики — новый для учащихся. В данном случае можно предложить использовать опорный конспект на этапе изучения нового материала. 

Последовательно продвигаясь по содержанию конспекта, учитель в ходе совместной беседы с учащимися углубляет каждый из тезисов конспекта. 

  • Какие этапы прошла мировая энергетика? 
  • Какие страны имели могли иметь важное значение на каждом из них (с опорой на материал предыдущего урока по топливной промышленности)?  
  • С чем связан рост возобновляемых источников энергии на современном этапе, их доля в структуре мирового производства электроэнергии, преимущества и недостатки? 
  • Почему именно эти страны, а не другие, стали мировыми лидерами в производстве электроэнергии; лидерами в размещении отдельных видов электростанций?

Пример 3. Ресурсы Мирового океана

Эта тема удобна для организации самостоятельной групповой работы учащихся. Их необходимо поделить на 4 группы, задача каждой – собрать и представить информацию по одному из видов ресурсов. Опорный конспект поможет им сориентироваться в том, на чем стоит сосредоточить внимание, какие именно характеристики выбранного ресурса раскрыть. 

Конспект можно продемонстрировать сразу после постановки задачи для ее конкретизации или, наоборот, в конце урока с целью обобщения, чтобы дать возможность группам оценить свою работу, проверить, все ли аспекты были ими раскрыты и сделать необходимые дополнения к содержанию темы.

Опорные конспекты можно также назначать учащимся для изучения вместе с домашним заданием к следующему уроку и при подготовке к контрольным работам. Такая форма позволяет обучающемуся быстро повторить материал. 

Уверены, что после начала работы с опорными конспектами «Облака знаний» учитель и сам сможет найти множество полезных идей применения этих материалов в учебном процессе.

Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»