Статьи • 14.10.2023
508

Воспитательный потенциал уроков биологии

В статье разбираем, как осуществлять воспитательный процесс и достигать личностных результатов обучения на уроках биологии с сервисом «Облако знаний».

Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). Ведущей целью воспитания в школе является формирование национального воспитательного идеала, гражданина России, который осознаёт роль России в современном мире, осознаёт свою личную ответственность за настоящее и будущее страны, который знает и уважает духовные и культурные традиции народов своей Родины. 

Процесс этот многоступенчатый, базируется на усвоении социально значимых знаний, развитии социально значимых отношений, приобретении опыта социально значимых дел и – как итог – достижении личностных результатов. Всё это можно и нужно осуществлять в процессе обучения биологии.

Личностные результаты обучения

Личностные результаты обучения указаны в федеральной рабочей программе основного общего и среднего общего образования. Они сформулированы в деятельностной форме. Пристальное внимание уделяется изучению современного состояния биологической науки. 

Основные блоки личностных результатов: гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание, эстетическое, трудовое и экологическое воспитание, формирование культуры здоровья, ценности научного познания и адаптация к изменяющимся условиям среды. Блок «адаптация к изменяющимся условиям среды» есть только в программе основного общего образования.

Как использовать электронные ресурсы «Облака знаний» для достижения личностных результатов обучения по биологии

Патриотическое воспитание включает отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки. Анализируя предметное содержание федеральной рабочей программы по биологии, мы видим, что для каждого класса указаны отечественные учёные, которые внесли значительный вклад в развитие биологии. Задания «Облака знаний» содержат примеры деятельности отечественных деятелей науки и культуры в рамках предметного содержания.

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Естественные науки, их история и современные достижения» из курса «Облака знаний» по биологии для 5 классаФрагмент самостоятельной работы по теме «Представление о селекции и биотехнологии» из курса «Облака знаний» по биологии для 7 класса

Гражданское воспитание представляет собой формирование российской гражданской идентичности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России. В этом контексте большим воспитательным потенциалом обладают задания, связанные с охраной природы, пониманием правил безопасной и рациональной деятельности человека в природе. В процессе выполнения заданий ученики вырабатывают навыки конструктивной совместной работы, формируют свою гражданскую позицию по вопросам охраны окружающей среды.

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Сохранение биологического разнообразия. Охраняемые территории. Красная книга» из курса «Облака знаний» по биологии для 5 класса

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Сохранение биологического разнообразия. Охраняемые территории. Красная книга» из курса «Облака знаний» по биологии для 5 класса

С основами гражданского воспитания тесно связано духовно-нравственное воспитание. Последнее имеет целью способствовать развитию у детей таких чувств, как честность, доброта, милосердие, справедливость, дружелюбие и взаимопомощь.

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Химический состав клетки» из курса «Облака знаний» по биологии для 5 класса. Задания развивают навыки осознанного и дружелюбного отношения к другому человеку

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Химический состав клетки» из курса «Облака знаний» по биологии для 5 класса. Задания развивают навыки осознанного и дружелюбного отношения к другому человеку

Эстетическое воспитание на уроках биологии формирует эстетическую культуру, умение видеть красоту природы, развивает чувственно-интеллектуальное восприятие природных объектов, приобщает к лучшим образцам отечественного и мирового искусства, осознанию красоты и богатства природы.

Фрагмент лабораторной работы по теме «Изучение строения хвои и шишек голосеменных» из курса «Облака знаний» по биологии для 7 классаФрагмент самостоятельной работы по теме «История жизни на Земле и методы её изучения. Гипотезы происхождения жизни» из курса «Облака знаний» по биологии для 11 класса

Формирование культуры здоровья включает осознание ответственности за своё здоровье и установку на здоровый образ жизни. В формировании культуры здоровья также важно представление о правильном питании. Чтобы представлять, какой должен быть рацион питания, необходимо знать антропометрические показатели. Для этого подойдут лабораторные работы «Облака знаний». Ребята всегда с большим интересом относятся к измерению массы, роста, к определению оптимального веса, к составлениям рационов питания, им интересно узнать что-то новое и полезное о себе.

Выполняя задания «Облака знаний», ученики начинают лучше понимать причины возникновения заболеваний и способы их профилактики. Развивается осознанное отношение к здоровью, понимание проблем, которые могут возникнуть у людей с нарушениями здоровья.

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Болезни опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма и первая помощь при травмах» из курса «Облака знаний» по биологии для 9 классаФрагмент лабораторной работы по теме «Изучение микроскопического строения тканей» из курса «Облака знаний» по биологии для 9 класса (базовый уровень)

Трудовое воспитание заключается в воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей). Оно включает в себя участие учеников в экологических и природоохранительных инициативах. Учащиеся могут принимать участие в уборке прибрежных территорий, посадке деревьев или в образовательных мероприятиях, направленных на сохранение окружающей среды.

Трудовое воспитание в рамках биологии объединяет теоретическое обучение и практическую работу, что способствует более глубокому усвоению материала и формированию важных навыков. Один из способов интегрировать трудовое воспитание на уроках биологии – это выращивание растений, наблюдения за животными, исследование микроорганизмов или анализ экосистем.

Такой подход к трудовому воспитанию на уроках биологии помогает ученикам увидеть практическую ценность знаний, которые они получают на уроках. Он также способствует формированию у них ответственного отношения к природе и обществу, развивая гражданскую активность.

Фрагмент лабораторной работы по теме «Построение вариационного ряда и вариационной кривой» из курса «Облака знаний» по биологии для 10 класса. Выполнение заданий вовлекает учеников в решение практических задач биологической направленности

Фрагмент лабораторной работы по теме «Построение вариационного ряда и вариационной кривой» из курса «Облака знаний» по биологии для 10 класса. Выполнение заданий вовлекает учеников в решение практических задач биологической направленности

Большие возможности на уроках биологии есть и для реализации системы экологического воспитания, которое заключается в формировании экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде. Формирование навыков охраны, защиты, восстановления природы также приоритетные задачи экологического воспитания школьников. Эти и другие задачи экологического воспитания можно решать, выполняя самостоятельные работы «Облака знаний».

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Экологические факторы и их воздействие на человека. Соблюдение правил поведения в окружающей среде» из курса «Облака знаний» по биологии для 9 классаФрагмент самостоятельной работы по теме «Человечество в биосфере Земли» из курса «Облака знаний» по биологии для 11 класса

К ценности научного познания относится развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности. Методология исследовательской деятельности нужна и на уроке, и при выполнении индивидуальных проектов, и даже для подготовки к государственной итоговой аттестации. Самым эффективным способом является практическая отработка этих навыков с использованием конспектов и лабораторных работ «Облака знаний».

Конспект по теме «Методы научного познания в биологии» из курса «Облака знаний» по биологии для 7 классаФрагмент лабораторной работы по теме «Полевые исследования взаимодействия двух видов рогоза» из курса «Облака знаний» по биологии для 11 классаФрагмент лабораторной работы по теме «Изучение строения двустворчатого моллюска» из курса «Облака знаний» по биологии для 8 класса

Таким образом, изучение биологии не только обогащает знаниями, но и формирует ключевые личностные качества учеников. Для их достижения в процессе изучения биологии учитель может использовать готовые ресурсы сервиса «Облако знаний», осуществляя тем самым эффективный воспитательный процесс.

Материал подготовлен при помощи эксперта – методиста «Облака знаний» Наталии Кирилловой.

Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»