В статье разбираем, как осуществлять воспитательный процесс и достигать личностных результатов обучения на уроках биологии с сервисом «Облако знаний».
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). Ведущей целью воспитания в школе является формирование национального воспитательного идеала, гражданина России, который осознаёт роль России в современном мире, осознаёт свою личную ответственность за настоящее и будущее страны, который знает и уважает духовные и культурные традиции народов своей Родины.
Процесс этот многоступенчатый, базируется на усвоении социально значимых знаний, развитии социально значимых отношений, приобретении опыта социально значимых дел и – как итог – достижении личностных результатов. Всё это можно и нужно осуществлять в процессе обучения биологии.
Личностные результаты обучения
Личностные результаты обучения указаны в федеральной рабочей программе основного общего и среднего общего образования. Они сформулированы в деятельностной форме. Пристальное внимание уделяется изучению современного состояния биологической науки.
Основные блоки личностных результатов: гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание, эстетическое, трудовое и экологическое воспитание, формирование культуры здоровья, ценности научного познания и адаптация к изменяющимся условиям среды. Блок «адаптация к изменяющимся условиям среды» есть только в программе основного общего образования.
Как использовать электронные ресурсы «Облака знаний» для достижения личностных результатов обучения по биологии
Патриотическое воспитание включает отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки. Анализируя предметное содержание федеральной рабочей программы по биологии, мы видим, что для каждого класса указаны отечественные учёные, которые внесли значительный вклад в развитие биологии. Задания «Облака знаний» содержат примеры деятельности отечественных деятелей науки и культуры в рамках предметного содержания.
Гражданское воспитание представляет собой формирование российской гражданской идентичности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России. В этом контексте большим воспитательным потенциалом обладают задания, связанные с охраной природы, пониманием правил безопасной и рациональной деятельности человека в природе. В процессе выполнения заданий ученики вырабатывают навыки конструктивной совместной работы, формируют свою гражданскую позицию по вопросам охраны окружающей среды.
С основами гражданского воспитания тесно связано духовно-нравственное воспитание. Последнее имеет целью способствовать развитию у детей таких чувств, как честность, доброта, милосердие, справедливость, дружелюбие и взаимопомощь.
Эстетическое воспитание на уроках биологии формирует эстетическую культуру, умение видеть красоту природы, развивает чувственно-интеллектуальное восприятие природных объектов, приобщает к лучшим образцам отечественного и мирового искусства, осознанию красоты и богатства природы.
Формирование культуры здоровья включает осознание ответственности за своё здоровье и установку на здоровый образ жизни. В формировании культуры здоровья также важно представление о правильном питании. Чтобы представлять, какой должен быть рацион питания, необходимо знать антропометрические показатели. Для этого подойдут лабораторные работы «Облака знаний». Ребята всегда с большим интересом относятся к измерению массы, роста, к определению оптимального веса, к составлениям рационов питания, им интересно узнать что-то новое и полезное о себе.
Выполняя задания «Облака знаний», ученики начинают лучше понимать причины возникновения заболеваний и способы их профилактики. Развивается осознанное отношение к здоровью, понимание проблем, которые могут возникнуть у людей с нарушениями здоровья.
Трудовое воспитание заключается в воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей). Оно включает в себя участие учеников в экологических и природоохранительных инициативах. Учащиеся могут принимать участие в уборке прибрежных территорий, посадке деревьев или в образовательных мероприятиях, направленных на сохранение окружающей среды.
Трудовое воспитание в рамках биологии объединяет теоретическое обучение и практическую работу, что способствует более глубокому усвоению материала и формированию важных навыков. Один из способов интегрировать трудовое воспитание на уроках биологии – это выращивание растений, наблюдения за животными, исследование микроорганизмов или анализ экосистем.
Такой подход к трудовому воспитанию на уроках биологии помогает ученикам увидеть практическую ценность знаний, которые они получают на уроках. Он также способствует формированию у них ответственного отношения к природе и обществу, развивая гражданскую активность.
Большие возможности на уроках биологии есть и для реализации системы экологического воспитания, которое заключается в формировании экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде. Формирование навыков охраны, защиты, восстановления природы также приоритетные задачи экологического воспитания школьников. Эти и другие задачи экологического воспитания можно решать, выполняя самостоятельные работы «Облака знаний».
К ценности научного познания относится развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности. Методология исследовательской деятельности нужна и на уроке, и при выполнении индивидуальных проектов, и даже для подготовки к государственной итоговой аттестации. Самым эффективным способом является практическая отработка этих навыков с использованием конспектов и лабораторных работ «Облака знаний».
Таким образом, изучение биологии не только обогащает знаниями, но и формирует ключевые личностные качества учеников. Для их достижения в процессе изучения биологии учитель может использовать готовые ресурсы сервиса «Облако знаний», осуществляя тем самым эффективный воспитательный процесс.
Материал подготовлен при помощи эксперта – методиста «Облака знаний» Наталии Кирилловой.