Статьи • 15.06.2023
593

Виртуальный практикум или живая лабораторная: что выбрать учителю

Эксперимент – это фундамент естествознания и мощнейший инструмент познания свойств объектов и явлений. Наличие экспериментальных работ в школьной программе предметов естественно-научного цикла делает их изучение увлекательным и эффективным. Пожалуй, между виртуальной экспериментальной работой и живой работой выбор в пользу живой очевиден: непосредственный контакт с предметом исследования, опыт работы с реальным оборудованием не восполнит ни один симулятор. Режим самоизоляции, через который пришлось пройти практически всему миру, заставил пересмотреть отношение к электронному образовательному контенту. Подсветились ситуации, когда применение виртуальных практикумов необходимо – дистанционное обучение или индивидуальное обучение. Педагоги оценили пользу электронного контента и научились ловко внедрять его в уроки.

В этой статье вопрос о виртуальных практикумах будет рассмотрен с нетривиальной точки зрения. Если есть возможность провести лабораторную работу и вживую, и с помощью компьютерной модели – какой вариант выбрать учителю? Сравним процесс проведения лабораторной работы вживую и виртуальный практикум онлайн-сервиса «Облако знаний» поэтапно. Для примера возьмём достаточно простую параметрическую модель из лабораторной работы по физике «Исследование движения бруска на наклонной плоскости с переменным коэффициентом трения».

Подготовка к работе

Живая 

Виртуальная

До начала урока необходимо расставить оборудование на столах, раздать тетради для лабораторных работ, обсудить с учениками цель работы, последовательность действий, правила техники безопасности, актуализировать теорию. Часто определяется результат, который должен быть получен.

Предварительно нужно раздать ноутбуки или перейти в компьютерный класс. Виртуальная работа включает организацию работы, ход работы, краткую теорию и инструкцию к модели. В теории отсутствуют спойлеры, чтобы ученик мог сам вывести закономерности.

Выдвижение гипотезы

Живая 

Виртуальная

Учитель обсуждает с учениками возможные исходы эксперимента. В редких случаях ученик записывает гипотезу в тетради. Часто этот этап пропускается и акцентируется внимание на опыте. Но фактически эксперимент – это форма проверки истинности гипотез. Поэтому отсутствие гипотезы делает эксперимент беспредметным, лишённым искры.

Гипотеза выдвигается учеником на основе структуры, предложенной компьютером. Гипотеза сохраняется, но не проверяется, поскольку гипотеза – это предположение, которое не обязано быть правильным. Выдвижение гипотезы подогревает интерес ученика к предстоящему эксперименту и способствует формированию научного чутья.

 Проведение эксперимента

Живая 

Виртуальная

Сборка оборудования и проведение опыта происходит на основе параметров, заданных в инструкции. Выполнение работы сопровождается разными чувственными впечатлениями, что способствует глубокому усвоению материала. Также школьник отрабатывает практические навыки работы с оборудованием.

Параметры эксперимента задаются по вариантам, что снижает риск копирования чужих результатов. Эксперимент выполняется на основе виртуальной модели, параметры которой можно регулировать. В отдельном окне отображаются выходные данные эксперимента. Результаты эксперимента вносятся в таблицу.

Обработка результатов

Живая 

Виртуальная