«Без карты нет географии» — эта крылатая фраза Н. Н. Баранского давно стала важнейшим методическим постулатом при обучении предмету. Ни один урок географии, независимо от того, какие ресурсы на нём используются – печатные или цифровые, не может обойтись без карты.
При организации работы с картой перед учителем встают три задачи: научить учащихся понимать, читать, знать карту.
В статье показываем примеры того, как решаются эти задачи при использовании разных типов цифровых заданий онлайн-сервиса «Облако знаний».
Понимание карты
Понимать карту – значит осознавать её специфические свойства как модели земной поверхности. В данном случае объектом изучения является сама карта. Большая часть заданий этого типа привязана к изучению раздела «Изображения земной поверхности» в 5 классе. Более глубоко этот вопрос рассматривается при углублённом изучении географии в 10 классе.
Особое место занимает решение практических задач по карте – определение направлений, расстояний, географических координат, которое невозможно без понимания свойств карты, в частности, её математической основы.
Извлечение информации из карты
Извлекать из карты географическую информацию – значит «читать» карту. Здесь карта выступает как источник географических знаний. Простое чтение предполагает работу непосредственно с легендой карты. Например, определение температуры воздуха по изолиниям, величины города по размеру кружка и т. п.
Сложное чтение карты связано с наложением карт разного содержания, установлением связей и зависимостей, в том числе косвенных, которые не отражены непосредственно в легенде карты. Результатом является создание синтетического образа территории, решение практических задач, связанных с применением географических знаний в жизни.
Знание карты
Знать карту – значит представлять по памяти расположение, размеры и конфигурацию географических объектов. Эта задача связана с изучением географической номенклатуры, работой с контурной картой. Простейший приём закрепления номенклатуры в цифровых работах – задания на установление соответствия между объектом и его положением на карте.
Более сложный тип заданий – так называемый hot spot, когда ученик должен сам указать заданный объект или территорию на карте.
На знание карты работают и такие косвенные приёмы, как разнообразные группировки объектов на основе их географического положения, прокладывание маршрутов по карте, а также узнавание объектов по их контурам. Все они широко представлены в самостоятельных работах «Облака знаний».