Статьи • 18.10.2024
41

Работа с картой в цифровых заданиях по географии

«Без карты нет географии» — эта крылатая фраза Н. Н. Баранского давно стала важнейшим методическим постулатом при обучении предмету. Ни один урок географии, независимо от того, какие ресурсы на нём используются – печатные или цифровые, не может обойтись без карты. 

При организации работы с картой перед учителем встают три задачи: научить учащихся понимать, читать, знать карту. 

В статье показываем примеры того, как решаются эти задачи при использовании разных типов цифровых заданий онлайн-сервиса «Облако знаний».

Понимание карты

Понимать карту – значит осознавать её специфические свойства как модели земной поверхности. В данном случае объектом изучения является сама карта. Большая часть заданий этого типа привязана к изучению раздела «Изображения земной поверхности» в 5 классе. Более глубоко этот вопрос рассматривается при углублённом изучении географии в 10 классе.

Самостоятельная для 5 класса «Классификация карт. Способы изображения на географических картах»

Самостоятельная для 5 класса «Классификация карт. Способы изображения на географических картах»

Особое место занимает решение практических задач по карте – определение направлений, расстояний, географических координат, которое невозможно без понимания свойств карты, в частности, её математической основы.

Самостоятельная для 6 класса «Океанические течения и их отображение на картах»

Самостоятельная для 6 класса «Океанические течения и их отображение на картах»

Извлечение информации из карты

Извлекать из карты географическую информацию – значит «читать» карту. Здесь карта выступает как источник географических знаний. Простое чтение предполагает работу непосредственно с легендой карты. Например, определение температуры воздуха по изолиниям, величины города по размеру кружка и т. п.

Самостоятельная для 8 класса «Распределение температуры воздуха и атмосферных осадков по территории России»

Самостоятельная для 8 класса «Распределение температуры воздуха и атмосферных осадков по территории России»

Сложное чтение карты связано с наложением карт разного содержания, установлением связей и зависимостей, в том числе косвенных, которые не отражены непосредственно в легенде карты. Результатом является создание синтетического образа территории, решение практических задач, связанных с применением географических знаний в жизни. 

Самостоятельная для 8 класса «Полезные ископаемые в России и их связь с рельефом страны»

Самостоятельная для 8 класса «Полезные ископаемые в России и их связь с рельефом страны»

Знание карты 

Знать карту – значит представлять по памяти расположение, размеры и конфигурацию географических объектов. Эта задача связана с изучением географической номенклатуры, работой с контурной картой. Простейший приём закрепления номенклатуры в цифровых работах – задания на установление соответствия между объектом и его положением на карте.

Самостоятельная для 7 класса «Географ. положение и история исследования материка Евразии»

Самостоятельная для 7 класса «Географ. положение и история исследования материка Евразии»

Более сложный тип заданий – так называемый hot spot, когда ученик должен сам указать заданный объект или территорию на карте.

Самостоятельная «Размещение и плотность населения» для 6 класса и контрольная «Машиностроительный, химико-лесной, агропромышленный, инфраструктурный комплексы. В. 2» для 9 класса

Самостоятельная «Размещение и плотность населения» для 6 класса и контрольная «Машиностроительный, химико-лесной, агропромышленный, инфраструктурный комплексы. В. 2» для 9 класса

На знание карты работают и такие косвенные приёмы, как разнообразные группировки объектов на основе их географического положения, прокладывание маршрутов по карте, а также узнавание объектов по их контурам. Все они широко представлены в самостоятельных работах «Облака знаний».

Самостоятельные для 7 класса «Географ. положение и история исследования материка Евразии» и «Географ. положение и история открытия Антарктиды»

Самостоятельные для 7 класса «Географ. положение и история исследования материка Евразии» и «Географ. положение и история открытия Антарктиды»

Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»