Приближается к завершению год семьи, одна из задач которого — напомнить о важности укрепления семейных ценностей и связей между поколениями. Знание своих корней помогает детям не только понять, кто они, но и почувствовать единение с прошлым, традициями и культурным наследием предков.
Проведите в своём классе небольшой опрос: попросите учеников написать полные имена своих бабушек и дедушек, откуда они родом, кем работали. К сожалению, иногда школьники не могут назвать ничего, кроме имени бабушки и дедушки. А ведь знание истории своей семьи позволяет другим взглядом посмотреть на исторические события, описанные в учебниках, почувствовать гордость за достижения предков и любовь к Родине.
Современные учебные программы по разным предметам содержат темы, которые помогают изучать историю своей семьи. Такие задания встречаются с первого и до одиннадцатого класса. Рассмотрим их подробнее.
Изучение истории семьи в младшей школе
При изучении дисциплины «Окружающий мир» ребята работают с темой «Моя семья. Взаимоотношения в семье». Предложите ученикам задание «Облака знаний» — «Мужская и женская линии семьи», а потом попросите составить в тетради подобную схему, указав имена и фамилии своих родственников.
Изучая с младшими школьниками профессии прошлого и настоящего, например, при выполнении заданий «Рабочая одежда», «Профессиональные инструменты», попросите учеников составить коллажи с фотографиями своих родственников, рабочей одеждой и инструментами, которые они использовали в своей профессиональной деятельности.
Первые представления о составлении семейного древа второклассники получают при изучении темы «Родословная». После того как школьники выполнять задание «Имена родственников», предложите им составить такое же древо для своей семьи.
Изучение истории семьи в средней школе
При изучении истории в 6 классе, например, темы «Быт и нравы Древней Руси», после выполнения задания «Предметы быта» из «Облака знаний» предложите ученикам принести фотографии предметов быта прошлых поколений, которые сохранились в их семьях, рассказать их историю.
Также в 6 классе на уроках истории школьники знакомятся с таким понятием как «сословие». Задание «Сословия на Руси» поможет лучше понять отличительные черты каждого сословия, мотивирует учеников узнать, к какому сословию относились их предки.
Продолжая изучать тему сословий в 7 классе, ученикам можно предложить выполнить задания «Сословные понятия» и «Социальная структура XVII века». Попросите учеников составить рассказ о положении их предков в зависимости от принадлежности к сословию.
В 8 классе на уроках истории школьники узнают, какие изменения в сословном делении населения России произошли при Петре I. Предложите ученикам выполнить задание «Сословия России первой четверти XVIII века». А потом поинтересуйтесь, были ли в истории их семьи случаи перехода из одного сословия в другое. Когда это было возможно, как при этом изменялось положение семьи?
На уроках истории в 9 классе школьники изучают административное деление в России в XVIII–XIX веках, а также то, чем оно отличается от современного. Рассматривая тему «Город и деревня в начале XIX века» можно выполнить с детьми задания «Крестьянская община в XIX веке» и «Российские города в начале XIX века». Предложите ученикам составить рассказ о жизни их предков в городе или деревне, определить губернию, уезд, волость, в которых они проживали. Всегда ли семья жила на одном месте, или по каким-то причинам им пришлось переселяться в другой регион?
На уроках биологии в 9 классе начинается изучение генетики. При выполнении задания «Наследование признака в родословной» предложите ученикам проследить, какие характерные признаки передаются в их семье по наследству.
Расскажите ученикам о новом направлении в поиске предков – установлении родства на основе результатов ДНК-исследования. Попросите школьников объяснить, в чём различия генетического поиска по мужской и женской линии. Вспомнить, в чём состоят генетическое различие мужчин и женщин, поможет задание «Половые хромосомы».
Изучение истории семьи в старшей школе
Продолжая тему наследственности, ученикам 10 класса можно предложить выполнить лабораторную работу «Составление и анализ родословных», из которой школьники узнают, какие обозначения используют при составлении родословного древа, как происходит передача наследственных признаков.
Ученикам старших классов можно также рассказать об архивных документах, в которых можно найти информацию о своих предках, живших 100–200 лет назад. Объясните, какие сведения можно почерпнуть из метрических книг.
Изучая развитие системы учёта населения, расскажите о проведении с 1716 по 1858 год десяти ревизий населения, результаты которых нашли отражение в ревизских сказках. Обратите внимание ребят на то, что ревизские сказки не только позволяют узнать состав семьи в различные годы, но и содержат сведения о социальном статусе хозяина семьи, о перемещениях членов семьи, например, о призыве на военную службу.
В патриотическом воспитании особое внимание следует уделить изучению истории боевого пути предков учеников. Возможно, в семейном архиве сохранились письма прадеда с фронта Великой Отечественной войны. Предложите школьникам найти информацию о наградах своих предков на сайте «Подвиг народа».
Старшеклассники могут принять участие в школьной конференции «История моей семьи в истории России», собрать все найденные сведения в единую книгу об истории своего рода.
Если мы сможем пробудить интерес школьников к изучению истории своей семьи, они будут знать и ценить историю своей Родины, осознают свою связь с родной землёй, её традициями и культурным наследием.