- До 1866 экологии как науки не существовало. Однако ряд мыслителей и учёных разных эпох внесли свой вклад в историю её зарождения:
- Аристотель ввёл первую классификацию животных по образу жизни и способу питания;
- Гиппократ высказывал идею о влиянии факторов среды на здоровье человека;
- Карл Линней является основоположником современной биноминальной номенклатуры;
- Жан Батист Ламарк изучал влияние внешних условий на эволюцию растений и животных;
- Жорж-Луи Леклерк де Бюффон описал факторы среды, которые могут влиять на популяции.
- Чарльз Дарвин обосновал происхождение видов.
- 1866 выход книги Эрнста Геккеля «Общая морфология организмов», в одной из глав которой он вводит понятие «экология».
- С 1866 по 1935 сформировалась факториальная экология, рассматривались закономерности отношения живых организмов к различным факторам среды. Важные вехи в становлении понятийного аппарата и ключевых аспектов экологии:
- Карл Мебиус ввёл понятия биоценоза и биотопа;
- В. В. Докучаев создал учение о природных зонах и почве, как особом биокосном веществе;
- В. Н. Сукачев разработал учение о растительных сообществах;
- Н. И. Вавилов создал учение о мировых центрах происхождения культурных растений.
- С 1936 — начало 70-х XX в. является началом синэкологических исследований, изучаются взаимоотношения популяций в экосистемах. Основными направлениями изучения являются равновесие в природе, синэкологический подход, стремление к классификации экосистем, системный подход.
- В. И. Вернадский создаёт учение о биосфере, вводил понятия «ноосфера» – гипотетической сферы взаимодействия общества и природы.
- Начало 70-х XX в. — настоящее время экология выходит за рамки биологической науки, формируются социальный и политический аспекты. Появляются гражданские экологические инициативы, которые привлекают людей к экологии не только в контексте науки, но и с точки зрения применения экологических знаний.
Биология • 11 класс
13
Зарождение и развитие экологии
Было полезно?
Рекомендуем
Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках