- 1945–1953 – «апогей сталинизма». Победа укрепила представление о правильности режима. Усиление власти Сталина, сворачивание тенденций демократизации, келейность власти (секретность, скрытность). Ужесточение вызвано также потребностью восстановления экономики.
- Соперничество в высших эшелонах власти. Политбюро заменено системой троек, пятёрок, шестёрок – совещательных собраний лично преданных людей (В. М. Молотов, Г. М. Маленков, Л. П. Берия, А. А. Жданов, Н. А. Вознесенский, Н. С. Хрущёв и Н. А. Булганин). Сталин постоянно менял состав приближённых.
- Усиление идеологического контроля: культ личности Сталина, «ждановщина» (гонения на деятелей культуры), «лысенковщина» (Т. Д. Лысенко, лженаука, запрет генетики и кибернетики), ксенофобия («железный занавес», запрет браков с иностранцами), борьба с космополитизмом («низкопоклонство перед Западом»).
- Новые репрессии. Направлены против армии («Дело авиаторов», «Трофейное дело»), номенклатуры («Ленинградское дело», «Мингрельское дело»), интеллигенции (О журналах «Звезда» и «Ленинград», «Дело врачей», «Дело ЕАК»). Задачи: ликвидация оппозиции, подавление инакомыслия, запугивание.
- Противоречия национальной политики: укрепление национальной культуры, развитие экономики; но репрессии, депортации (немцы, чеченцы, ингуши, крымские татары и другие), насильственная «советизация» «новых республик» (с 1940). Националистические восстания в Прибалтике, Украине, Белоруссии.
История • 11 класс
844
Политическая система в послевоенные годы
Было полезно?
Рекомендуем
Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках