История • 11 класс
431

Экономические реформы 1960-х годов. Косыгинская реформа

  • Проблемы экономики: отставание от Запада в области производительности труда и качестве продукции, экстенсивный характер развития, отсутствие у работников заинтересованности в результатах своего труда, кризис сельского хозяйства.
  • Инициаторы реформ: А. Н. Косыгин председатель Совета министров СССР, экономист Е. Г. Либерман. Цели реформ: интенсификация экономического развития.
  • Аграрная реформа 1965 г. Задачи: преодоление продовольственного кризиса, ликвидация убыточности колхозов и совхозов, стимулирование труда и решение социальных проблем. Меры: повышение закупочных цен, твёрдый план госзакупок, расширение подсобных хозяйств, списание долгов колхозов. Проблемы: неэффективное расходование средств; коррупция; экологические проблемы. Результат: провал, СССР крупнейший импортёр зерна.
  • Косыгинская реформа промышленности 1965 г. Задачи: интенсификация производства, экономическое стимулирование предприятий. Меры: ликвидация совнархозов и возвращение к отраслевому управлению; сокращение плановых показателей; расширение самостоятельности предприятий; формирование фондов предприятия за счёт прибыли (расходовать можно по своему усмотрению). Результат: 19661970 самая успешная пятилетка в истории СССР. Объем промышленного производства вырос в 1,5 раза. Но к началу 1970х снижение темпов роста из-за объективных причин.
  • Итоги. Реформы не изменяли сущности командно-административной системы, которая исчерпала себя. Нарастающие кризисные тенденции усугубились концентрацией ресурсов в ВПК и ТЭК, увеличением экспорта нефти и формированием сырьевого характера экономики.
Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»