- Начало холодной войны (1946–1953). 1-й Берлинский кризис (1948); образование ФРГ и ГДР (1949); советская атомная бомба (1949); образование НАТО (1949) и ОВД (1955); Корейская война (1950–1953). Итоги: формирование двух противоборствующих блоков. Начало гонки вооружений.
- «Мирное сосуществование» (1953–1962). Причины: смерть Сталина, оттепель в СССР. Проявления: вывод советских войск из Австрии (1955); визит Хрущёва в США (1959). Кризисы: Суэцкий (1956); 2-й Берлинский (1961); Карибский (1962). Итоги: переосмысление, переход к разрядке. Движение неприсоединения (отказ от участия в военных блоках).
- Разрядка (1962–1978). Причины: паритет США и СССР в гонке вооружений. Проявления: договоры о запрещении ядерных испытаний в 3-х средах, о нераспространении ядерного оружия, ОСВ и ПРО; урегулирование германского вопроса (договоры ФРГ с СССР и Польшей, соглашение по Западному Берлину); совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975). Кризисы: война во Вьетнаме (1954–1975); «Пражская весна» (1968). Итоги: начало ограничения распространения ядерного оружия.
- Новое обострение (1979–1985). Причины: ввод советских войск в Афганистан (1979), «ракетный кризис» в Европе. Проявления: наращивание стратегических вооружений; американский проект СОИ; санкции против СССР. Итоги: рост международной напряжённости и гонки вооружений.
- Завершение холодной войны (1985–1991). Причины: перестройка в СССР и «новое политическое мышление». Проявления: отказ СССР от поддержки коммунистических режимов в Центральной и Восточной Европе и падение коммунистических режимов (1990–1991); объединение Германии (1991). Итоги: распад СССР и образование СНГ (1991), завершение холодной войны, трансформация международных отношений. РФ – правопреемник СССР на международной арене.
Противостояние двух систем во второй половине XX века
Было полезно?
Рекомендуем
Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках