История • 11 класс
444

Политическая жизнь в СССР в первое послевоенное десятилетие

  • 19451953 «апогей сталинизма». Победа укрепила представление о правильности режима. Усиление личной власти Сталина, ужесточение политики, сворачивание тенденций демократизации, келейность власти (секретность, скрытность).
  • Ужесточение административно-командной системы вызвано потребностью восстановления экономики. Сохранение трудового законодательства военного времени.
  • Соперничество в высших эшелонах власти: Политбюро заменено системой троек, пятёрок, шестёрок совещательных собраний лично преданных людей (В. М. Молотов, Г. М. Маленков, Л. П. Берия, А. А. Жданов, Н. А. Вознесенский, Н. С. Хрущёв и Н. А. Булганин). Сталин постоянно менял состав приближённых, боялся заговора.
  • Усиление идеологического контроля: культ личности Сталина, «ждановщина» (гонения на деятелей культуры), «лысенковщина» (лженаука, идеологическая борьба с оппонентами, запрет генетики и кибернетики), ксенофобия железный занавес», запрет браков с иностранцами), борьба с космополитизмом («низкопоклонство перед Западом»).
  • Союзный центр и регионы. Война подчеркнула важность единства народов СССР. Противоречия национальной политики: с укрепление национальной культуры, развитие экономики республик; но репрессии, депортации (немцы, чеченцы, игуши, крымские татары и другие), силовые методы контроля в деоккупированных регионах (Прибалтика, Украина, Белоруссия).

Репрессии 19451953 годов в СССР

Направленность

Армия

Партийное руководство

Интеллигенция

Национальные регионы

Цель

Снижение авторитета военных

Ликвидация оппозиции

Подавление инакомыслия

Подавление национальных движений

Примеры репрессий

«Дело авиаторов», «Трофейное дело»

«Ленинградское дело», «Мингрельское дело»

О журналах «Звезда» и «Ленинград», «Дело врачей»

«Дело ЕАК», депортации народов

Пострадавшие

Г. К. Жуков, А. А. Новиков, А. И. Шахурин

Н. А. Вознесенский, М. И. Барамия, П. А. Шария

А. А. Ахматова, М. М. Зощенко, В. И. Мурадели

С. М. Михоэлс, С. А. Лозовский

Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»