- Отечественное естествознание внесло свой вклад в научно-технический прогресс. К. Циолковский обосновал теорию ракетостроения. Н. Жуковский и С. Чаплыгин заложили основы самолётостроения. Химик Н. Зелинский работал над основами органического катализа. Физик П. Лебедев изучал волновые процессы. Нобелевскими лауреатами стали И. Павлов (учение о высшей нервной деятельности) и И. Мечников (иммунология). В. Вернадский разработал учение о биосфере и ноосфере.
- Гуманитарные науки переживали расцвет. Философы Н. Бердяев, А. Лаппо-Данилевский, С. Булгаков, И. Ильин, П. Флоренский рассматривали проблему самобытного пути России. 1909 – сборник «Вехи». Подъём исторической науки: В. Ключевский, С. Платонов, Е. Тарле, Н. Павлов-Сильванский и другие.
- Модернизация способствовала развитию образования. Государственные расходы на просвещение выросли в 5 раз. Для ликвидации безграмотности открыты различные начальные учреждения. Увеличилось количество гимназий, реальных училищ. Совершенствовалась система профессиональных училищ – горных, речных, железнодорожных, фабричных и коммерческих. Росла доля частного образования.
- В университетах после 1905 была восстановлена автономия, возвращена выборность ректоров и деканов, разрешена деятельность студенческих организаций. Создавались новые вузы. Возникли «народные университеты» (университет А. Шанявского, педагогический институт П. Шелапутина). Развивалось женское образование: были открыты около двух десятков высших женских курсов.
История • 9 класс
585
Развитие науки и народного просвещения при Николае II
Было полезно?
Рекомендуем
Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках