История • 9 класс
337

Российское государство и общество на рубеже XIX–XX веков. Национальная политика

  • Россия в начале XX в. входила в группу стран второго эшелона модернизации. Ее отставание объяснялось огромными размерами территории, долгим господством крепостного права, сохранением помещичьего землевладения. Процесс модернизации имел догоняющий характер по сравнению с ведущими державами. Он проходили по инициативе и под контролем государства. В начале XX в. модернизация охватила в основном отрасли экономики, от которых зависело военное могущество страны.
  • Российская империя оставалась самодержавной монархией. У императора была вся полнота государственной власти законодательной, исполнительной, отчасти судебной. Государственный совет был совещательным органом при императоре. Комитет министров являлся высшим исполнительным органом империи. Министры были ответственны только перед императором. Император был также главой Русской православной церкви.
  • Российская империя по размерам занимала второе место в мире, уступая только Британской империи (с колониями). Она была одним из крупнейших государств мира по численности населения. Существовало административное деление на губернии и области (автономию сохранило только княжество Финляндское). В 1913 году страна делилась на 99 губерний и областей, 768 уездов. В зависимости находились Бухарский эмират, Хивинское ханство, Урянхайский край. Увеличивалась миграция населения из сёл в города. В стране проживало более 100 народов, из которых большинство были русскими. Основной религией было православие, также исповедовались ислам, протестантизм, католицизм, буддизм, иудаизм, старообрядство.
  • Произошли изменения в социальной структуре общества. Деление на сословия (дворяне, духовенство, почётные граждане, купцы, мещане, крестьяне, казаки) дополнялось и вытеснялось делением на классы (буржуазия и наёмные рабочие). Крестьянство являлось самой многочисленной социальной группой, среди которого шло имущественное расслоение (кулаки, зажиточные крестьяне, бедные крестьяне). Важную роль играла интеллигенция (учёные, писатели, юристы, врачи, художники, артисты). Она активно участвовала в политической жизни. На окраинах империи складывалась национальная буржуазия и интеллигенция, формировалось национальное самосознание.
Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»