- Затяжная война привела к падению уровня жизни. Из-за загруженности железных дорог в городах начались перебои с продовольствием, длинные очереди. Забастовки на заводах, рост недовольства среди национальных окраин империи. В 1916 произошло восстание в Средней Азии, вызванное трудовой мобилизацией.
- Обострились проблемы в управлении страной. Николай II принял обязанности главнокомандующего, неудачи на фронте стали ассоциироваться с его фигурой. «Министерская чехарда» в правительстве – частая смена ключевых министров в 1915–1917. Общественное мнение связывало проблемы в руководстве с влиянием на царскую семью фаворита императрицы Г. Распутина («распутинщина»). Следствия: десакрализация власти, падение авторитета правящей династии.
- В Госдуме возник Прогрессивный блок (кадеты, октябристы, националисты): требования войны до победного конца, правительства народного доверия, свободы совести и слова, освобождения политических заключённых, правовое государство. Программа вызвала конфликт с царём, разочарование в надеждах на реформы. Произошла поляризация среди социалистов: оборонцы (в поддержку страны), интернационалисты («ни мира, ни войны»), пораженцы (за поражение России).
- Кризис армии проявлялся в политизации войск, падении дисциплины, дезертирстве и братании с противником. Оказывала влияние и пропаганда большевиков.
- Вывод: к началу 1917 года – разочарование войной в обществе и нарастание социально-экономического кризиса.
История • 10 класс
27
Нарастание экономического и политического кризиса в России
Было полезно?
Рекомендуем
Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках