- Урбанизация – это исторический процесс роста городов вследствие переезда населения из сельских районов в поисках лучших условий жизни и более подходящей работы.
- Во II половине XIX в. значительно увеличивается число городского населения (с 6 млн человек в 1863 до 17 млн человек в 1897). Удельный вес городского населения к концу века составил 13,5 %.
- К концу XIX в. число городов с населением более 100 тыс. человек увеличилось с 5 до 14 в Европейской части России. Города росли в большей степени благодаря переезду крестьян из деревень, доля естественного прироста была значительно меньше.
- Крестьяне составляли 40 % городского населения. В 1890-х гг. они могли свободно уходить в города на заработки. В нечернозёмных районах было распространено отходничество (уход на заработок крестьян в город).
- В крупных городах росли многоэтажные дома, ездили трамваи (1892 – в Киеве; 1899 – в Москве), улицы освещались электрическими фонарями. К концу XIX в. появляется асфальтовое покрытие. 1882 – запуск первой телефонной станции в Петербурге, а в декабре 1898 – телефонная связь соединила Петербург и Москву.
- Железнодорожное строительство растёт быстрыми темпами. Было учреждено Главное общество российских железных дорог, центром железнодорожной сети стала Москва. Строятся дороги от Москвы до Нижнего Новгорода, от Москвы на южные регионы. 1891 – начало строительства Транссибирской железной дороги.
- Во 2-й половине XIX в. российская промышленность переживала подъём, появились новые фабрики и заводы, формируются новые промышленные центры. В стране активно формировались два основных класса – буржуазия (владельцы фабрик и заводов) и пролетариат (рабочие). В этот период начинают появляться первые рабочие организации и восстания рабочих, в ходе которых пролетариат боролся за свои права. В состав городского населения также входили потомственные почётные граждане, купцы, мещане, ремесленники.
Процессы урбанизации во второй половине XIX века
Было полезно?
Рекомендуем
Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках