История • 9 класс
658

Процессы урбанизации во второй половине XIX века

  • Урбанизация это исторический процесс роста городов вследствие переезда населения из сельских районов в поисках лучших условий жизни и более подходящей работы.
  • Во II половине XIX в. значительно увеличивается число городского населения (с 6 млн человек в 1863 до 17 млн человек в 1897). Удельный вес городского населения к концу века составил 13,5 %.
  • К концу XIX в. число городов с населением более 100 тыс. человек увеличилось с 5 до 14 в Европейской части России. Города росли в большей степени благодаря переезду крестьян из деревень, доля естественного прироста была значительно меньше.
  • Крестьяне составляли 40 % городского населения. В 1890-х гг. они могли свободно уходить в города на заработки. В нечернозёмных районах было распространено отходничество (уход на заработок крестьян в город).
  • В крупных городах росли многоэтажные дома, ездили трамваи (1892 в Киеве; 1899 в Москве), улицы освещались электрическими фонарями. К концу XIX в. появляется асфальтовое покрытие. 1882 запуск первой телефонной станции в Петербурге, а в декабре 1898 телефонная связь соединила Петербург и Москву.
  • Железнодорожное строительство растёт быстрыми темпами. Было учреждено Главное общество российских железных дорог, центром железнодорожной сети стала Москва. Строятся дороги от Москвы до Нижнего Новгорода, от Москвы на южные регионы. 1891 начало строительства Транссибирской железной дороги.
  • Во 2-й половине XIX в. российская промышленность переживала подъём, появились новые фабрики и заводы, формируются новые промышленные центры.  В стране активно формировались два основных класса буржуазия (владельцы фабрик и заводов) и пролетариат (рабочие). В этот период начинают появляться первые рабочие организации и восстания рабочих, в ходе которых пролетариат боролся за свои права. В состав городского населения также входили потомственные почётные граждане, купцы, мещане, ремесленники.
Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»