- Главное направление 2-й половины XIX в. – критический реализм. Появился демократический роман с главным действующим лицом – разночинцем (роман Н. Чернышевского «Что делать?»).
- Яркий пример сатиры – произведения М. Салтыкова-Щедрина («Губернские очерки», «История одного города», «Господа Головлёвы»). Н. Некрасов писал о жизни крестьян ( «Кому на Руси жить хорошо»). И. Тургенев исследовал темы жизни дворянства («Рудин», «Отцы и дети»). В романах И. Гончарова («Обломов», «Обрыв») судьбы героев связаны с переменами в стране.
- Произведения Ф. Достоевского «Бедные люди», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Униженные и оскорблённые» раскрывают мир человеческих страданий. Ко 2‑й половине XIX в. относится расцвет творчества Л. Толстого. Он написал романы «Война и мир», «Анна Каренина» и другие.
- Драматические произведения А. Островского заложили основы национального репертуара театра (пьесы «Бедность не порок», «Доходное место», «Гроза», «Бешеные деньги»). Лирика Ф. Тютчева и А. Фета – яркие примеры поэзии.
- Периодика. 1865 – закон «Временные правила о печати». Отменялась предварительная цензура, что привело к активизации публичной дискуссии.
- Газета «Московские ведомости» и журнал «Русский вестник» под редакцией М. Каткова представляли консервативную периодику. Наиболее передовыми либеральными изданиями были журналы «Современник» под редакцией Г. Благосветлова и «Отечественные записки» Н. Некрасова.
История • 9 класс
876
Литература и периодика в России во второй половине XIX века
Было полезно?
Рекомендуем
Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках