История • 9 класс
1439

Народы России во второй половине XIX века. Национальная политика

  • Российская империя многонациональное государство. Крупнейшими наряду с русскими этносами были во второй половине XIX в. украинцы, белорусы, поляки, татары, немцы, башкиры, финны, евреи и др.
  • Польша: после подавления восстания в 18631864 гг. в Польше началась ускоренная русификация (Царство Польское было переименовано в Привислинский край, распространялось общероссийское законодательство; высшее и среднее образование велось на русском языке; в управленческом аппарате русские).
  • Финляндия: 1863 был созван финский сейм. Сейм установил сроки последующих своих созывов. Ликвидировался церковный контроль над образованием и ввёл обучение на финском языке. В 18601878 гг. Финляндия получила свою денежную систему, при этом её доходы не вливались в российскую казну. Но к концу XIX в. и в финских землях начнется политика русификации.
  • Белоруссия и Украина: проводился жёсткий курс, правительство рассматривало украинцев и белорусов как часть русского народа и не признавало их языка и культуры. 1863 министр внутренних дел П. А. Валуев издал циркуляр  о приостановлении печатания на украинском языке литературы религиозной, учебной и предназначенной для начального чтения. 1876  Эмский указ Александра II, направленный на ограничение использования и преподавания украинского языка.
  • Кавказ: на присоединённых землях строились крепости, возводились укреплённые линии, сюда привлекались поселенцы для охраны и освоения региона. Было решено оставить в неприкосновенности религию, обычаи, образ жизни народов Кавказа.
  • Евреи: 1860-е введены различные льготы (разрешение проживать вне черты оседлости купцам I гильдии, обладателям учёных званий; в Польше евреям было разрешено селиться повсеместно и приобретать недвижимость). При этом сохранялся запрет на занятие государственных и правительственных должностей, а в 1873 г. были закрыты государственные школы, созданные для евреев.
  • Средняя Азия: на русском языке велось лишь официальное делопроизводство, во всем остальном местное население придерживалось национальных традиций, обрядов, верований, языка.
Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»