- Российская империя многонациональное государство. Крупнейшими наряду с русскими этносами были во второй половине XIX в. украинцы, белорусы, поляки, татары, немцы, башкиры, финны, евреи и др.
- Польша: после подавления восстания в 1863–1864 гг. в Польше началась ускоренная русификация (Царство Польское было переименовано в Привислинский край, распространялось общероссийское законодательство; высшее и среднее образование велось на русском языке; в управленческом аппарате – русские).
- Финляндия: 1863 – был созван финский сейм. Сейм установил сроки последующих своих созывов. Ликвидировался церковный контроль над образованием и ввёл обучение на финском языке. В 1860–1878 гг. Финляндия получила свою денежную систему, при этом её доходы не вливались в российскую казну. Но к концу XIX в. и в финских землях начнется политика русификации.
- Белоруссия и Украина: проводился жёсткий курс, правительство рассматривало украинцев и белорусов как часть русского народа и не признавало их языка и культуры. 1863 – министр внутренних дел П. А. Валуев издал циркуляр о приостановлении печатания на украинском языке литературы религиозной, учебной и предназначенной для начального чтения. 1876 – Эмский указ Александра II, направленный на ограничение использования и преподавания украинского языка.
- Кавказ: на присоединённых землях строились крепости, возводились укреплённые линии, сюда привлекались поселенцы для охраны и освоения региона. Было решено оставить в неприкосновенности религию, обычаи, образ жизни народов Кавказа.
- Евреи: 1860-е – введены различные льготы (разрешение проживать вне черты оседлости купцам I гильдии, обладателям учёных званий; в Польше евреям было разрешено селиться повсеместно и приобретать недвижимость). При этом сохранялся запрет на занятие государственных и правительственных должностей, а в 1873 г. были закрыты государственные школы, созданные для евреев.
- Средняя Азия: на русском языке велось лишь официальное делопроизводство, во всем остальном местное население придерживалось национальных традиций, обрядов, верований, языка.
Народы России во второй половине XIX века. Национальная политика
Было полезно?
Рекомендуем
Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках