- В начале XIX в. развитие сельского хозяйства носило в основном экстенсивный характер (осваивались новые земли). Юг России развивается по интенсивному пути. Здесь быстрее развивается свободное предпринимательство.
- В с/х применялось подсечное земледелие и трёхполье. Появились новые черты в сельском хозяйстве: выращивание сахарной свеклы, тонкорунное овцеводство. Но сохранение крепостнических отношений мешало коренной перестройке помещичьих хозяйств. В деревне в этот период происходил процесс обеднения крестьянства, рост задолженности крестьянских хозяйств помещикам. Капиталистические элементы в сельском хозяйстве развивались медленно.
- Сдерживающим фактором в с/х было сохранение крестьянской общины. Члены общины коллективно владели землёй и ежегодно устраивали земельные переделы внутри общины между разными семьями.
- В начале XIX в. в России не существовало крупного промышленного производства. Мануфактуры создавались на основе мелких промыслов, в них использовался наёмный труд. Они принадлежали купцам и разбогатевшим крестьянам. Основным источником рабочей силы для промышленности был промысловый отход.
- Основными промышленными центрами оставались Москва, Санкт-Петербург, Тула, Владимир, Уральский район. Развиваются пути сообщения. 1803–1805 – построены каналы, соединившие Каму и Северную Двину, Днепр и Вислу, Западную Двину и Неман.
- Город по-прежнему остаётся центром торговли. Внутренняя торговля была ярмарочной и магазинной. Известными ярмарками были Макарьевская в Нижнем Новгороде, Коренная в Курске, Киевская, Харьковская, Ирбитская, ярмарка в Ростове Великом.
- В управлении городов могли участвовать зажиточные горожане, через работу городской общей думы. Она решала, в основном, хозяйственные вопросы. Руководящие позиции в городском управлении по-прежнему сохраняли дворяне.
Город и деревня в начале XIX века
Было полезно?
Рекомендуем
Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках