- Со 2-й половины XVIII в. до середины XIX в. в странах Западной Европы происходил промышленный переворот (переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике). Развивается финансовая система, появляются фондовые биржи (Лондонская и Нью-Йоркская биржи). Происходит аграрная революция (процесс внедрения в сельское хозяйство новой техники и новых производственных приёмов). Начинается демографическая революция: численность населения росла (рождаемость увеличивается, смертность падает). Началось формирование новых слоёв общества – буржуазии и рабочих.
- К началу XIX в. Российская империя – многонациональное государство. Крупнейшими наряду с русскими этносами были украинцы, белорусы, поляки, татары, немцы, башкиры, финны, евреи и др. Религиозный состав населения был разнообразным. Государственной религией являлось православие. Наряду с православием в Российской империи был распространён католицизм и протестантизм. Тюркоязычные народы придерживались ислама; калмыки и буряты – буддизма.
- Социальная структура. Большинство населения составляло крестьянство. Крестьяне были государственными, удельными и частновладельческие (помещичьи). Помещичьих крестьян было больше всего. Следом шли мещане (ремесленники, работные люди, мелкие торговцы). Привилегированными сословиями были дворянство и духовенство. Внешней и внутренней торговлей занимались купцы, которые делились на три гильдии. К началу XIX в. оформилось казачество – особое военно-крестьянское сословие.
- На рубеже веков Россия оставалась самодержавной монархией. Вся высшая законодательная и распорядительная власть в стране принадлежала императору. Власть на местах была у губернаторов и наместников. Зажиточные граждане участвовали в работе городских общих дум. Эти органы ведали в основном хозяйственными вопросами. Руководящие позиции в городском управлении были у дворян.
- Экономика основывалась на крепостнической системе хозяйства. Но постепенно начали зарождаться новые экономические отношения. Развивалась мануфактурная промышленность, использовавшая труд крестьян-отходников.
Россия и мир на рубеже XVIII–XIX веков
Было полезно?
Рекомендуем
Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках