Классицизм (1-я треть XIX вв.): архитекторы Ш. Персье и Ф. Фонтен построили здание Парижской биржи, церковь Мадлен в Париже. Живопись отражает революционные идеи. Французский художник Ж. Л. Давид («Смерть Марата»).
Романтизм (1-я половина XIX в.): выражает национальное своеобразие, идеализируют героя восставшего против общества. Французский художник Т. Жерико («Плот «Медузы»). Немец К. Д. Фридрих («Путешественник над морем тумана»). Испанский художник Ф. Гойя («Расстрел повстанцев»).
Реализм (с 60-х XIX в.): отражают сцены из провинциальной жизни и быта простых людей. Французские художники Г. Курбе («Веяльщицы»), О. Домье («Прачка»), Ж. Ф. Милле («Сборщицы колосьев»).
В середине XIX в. Э. Мане написавший «Завтрак на траве» и «Портрет Золя» стал родоначальником нового направления. 1874 – была организованна первая выставка импрессионистов. Представители: К. Моне и серия полотен: «Стога», «Тополя». К. Писсарро («Бульвар Монмартр в Париже»). О. Ренуар («Девушка с веером»). В. Ван Гог изображавший природу и простых людей. Его работы «Красные виноградники в Арле», «Подсолнухи».
Модерн (на рубеже XIX–XX вв.): в архитектуре характерны плавные, текучие линии, орнаменты с изображением цветов, птиц и животных причудливых форм, часто отсутствует симметрия фасадов. Художники Г. Климт, Э. Мунк («Крик»).
В музыке были отражены идеи национального возрождения народов Европы. В Италии Д. Верди, его оперы «Риголетто», «Травиата», «Трубадур» стали гимном итальянского объединения. В Германии Л. ван Бетховен написал симфонии «Героическая», «Патетическая», «Аппассионата». Р. Вагнер обратился к сюжетам народных легенд в «Кольце Нибелунга». В Польше работал Ф. Шопен, а в Венгрии композитор Ф. Лист. В Европе и в США появляются многочисленные столичные и провинциальные частные театры. Изменения происходят и в актёрском искусстве (актёры овладевают искусством создания реалистических образов). 1895 – изобретение кинематографа братьями Люмьерами.