История • 7 класс
550

Новый общественно-экономический уклад: возникновение капиталистических отношений

  • В XVIXVII вв. начали складываться капиталистические отношения. Развивается внутренняя торговля. Активно развивается международная торговля, её центрами стали порты Англии и Нидерландов. Из-за высоких рисков купцы создавали торговые компании. В 1600 была создана Ост-Индская компания в Англии, которая получила монополию на ввоз перца.
  • Приток золота и серебра из Нового Света привёл к «революции цен» (резкое повышение цен на товары в странах Европы в XVI в.).
  • В сер. XVI в. в Антверпене появляется первая биржа. Также создаются государственные банки (Амстердамский и Английский).
  • Мануфактура предприятие, основанное на разделении труда. Мануфактуры постепенно вытесняли ремесленные мастерские и цехи. Первые из них были рассеянными (владелец мануфактуры закупал сырьё, развозил его по домам работников, а затем забирал готовую продукцию). Потом стали появляться централизованные мануфактуры (когда все работники трудились в одном помещении).
  • Капитализм основан на господстве частной собственности, свободном рынке и конкуренции как главных механизмах распределения ресурсов и регулирования экономической деятельности.
  • Формирование капиталистических отношений приводит к изменениям в обществе. Появляются предприниматели (владельцы мануфактур, купцы, банкиры) и наёмные рабочие (работники мануфактур). Изменения коснулись и дворянства. На рубеже XVIXVII в. в Англии появляются джентри (дворяне-предприниматели). В большинстве стран Западной Европы крестьяне получают свободу, начинается процесс их расслоения. Зажиточные крестьяне, привлекавшие наёмных рабочих, стали называться фермерами. Разорившиеся крестьяне становились батраками и нанимались к землевладельцам.
Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»