- Наземно-воздушная среда охватывает поверхность суши и нижние слои атмосферы. В ней много света и кислорода, но не везде достаточно влаги и бывают резкие колебания температуры. Плотность сред меньше плотности водной и почвенной среды.
- Выход животных на сушу произошёл в Девонском периоде Палеозойской эры.
- Приспособления животных к наземным условиям обитания: плотные покровы; прочный опорно-двигательный аппарат; различные органы для передвижения; органы для дыхания кислородом воздуха.
- У наземных членистоногих лёгкие имеют вид мешочков (паукообразные), развиваются из выростов покровов. Трахеи насекомых образованы сетью разветвлённых трубочек. Органы выделения и осморегуляции наземных членистоногих – мальпигиевы сосуды – формируются из эктодермы у насекомых и многоножек и из энтодермы у паукообразных. Кутикула образована покровным эпителием, выполняет роль наружного скелета.
- Конечности наземных животных образовались из плавников предковых видов водных животных. Первоначально образовались пояса конечностей, а затем свободные пятипалые конечности рычажного типа.
- Адаптации, снижающие потери воды при дыхании: усиление всасывания воды в органах выделения, использование метаболической воды, наличие плотных покровов, поведенческие адаптации.
- Адаптации к полёту: у птиц крылья образуют несущие плоскости, развитые грудные мышцы, полые кости, киль двойное дыхание. У насекомых: крылья на спинной стороне, мышцы, поднимающие крылья, планирующий полёт. У рукокрылых: крылья образованы передними конечностями с перепонкой между пальцами, имеется сильный изгиб крыла, возможность прижимать крылья к телу, способность зависать в воздухе.
- Правило Аллена – теплокровные животные, обитающих в более холодном климате, имеют меньшие по размерам выступающие части тела, чем виды из более тёплых регионов.
- Правило Бергмана – среди сходных форм теплокровных животных наиболее крупными являются те, которые живут в условиях более холодного климата.
Биология • 8 класс
1889
Животные в наземно-воздушной среде
Было полезно?
Рекомендуем
Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках