Уроки по ФГОС • 21.06.2024
62

География, 6 класс. Жизнь в океане

Предлагаем готовую разработку школьного урока, отвечающего требованиям ФГОС, с включением цифровых работ «Облака знаний».

Сценарий урока разработан на основе системно-деятельностного подхода, в приоритете – активное включение учащихся в учебную познавательную деятельность. Наши цифровые ресурсы помогут учителям провести урок в соответствии с содержанием федеральной рабочей программы, назначить цифровое домашнее задание, провести контрольную и практическую работы.

Готовый набор заданий различных форматов позволяет быстро подготовиться к занятию. Это существенно снижает нагрузку педагога, даёт больше времени на работу с классом и одновременно позволяет эффективно достигать образовательных результатов.

После регистрации в сервисе «Облако знаний» учителю можно будет не только посмотреть упомянутые на странице цифровые работы, но и назначить их ученикам класса.

Урок по географии на тему «Жизнь в океане», 6 класс

Для проведения урока учитель составляет технологическую карту. В разделе «Общая информация по уроку» необходимо указать класс, место урока по тематическому планированию, тему, уровень изучения (базовый или углублённый), тип урока и планируемые результаты.

Если технологическая карта составляется для аттестации, открытых уроков, публикаций или обобщения педагогического опыта, необходимо добавить ключевые слова и краткое описание урока.

Фрагмент технологической карты урока:

Класс 6 класс
Тема Жизнь в океане
Уровень изучения Базовый
Тип Урок освоения новых знаний и умений
Планируемые результаты
Личностные
  • Интерес к познанию природы Мирового океана.
  • Осознание ответственности человека за судьбу Мирового океана.
  • Осознание опасности некоторых видов морских организмов и мер безопасности при столкновении с ними
Метапредметные
  • Регулятивные: ставить цели урока; контролировать их поэтапное достижение; осуществлять рефлексию учебной деятельности на уроке.
  • Коммуникативные: участвовать во фронтальном и групповом обсуждении материала; формулировать суждения, выражать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство мнений.
  • Познавательные: выявлять причинно-следственные связи, формулировать гипотезы при изучении географических объектов, процессов и явлений; выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию, полученную из разных источников
Предметные
  • Различать формы жизни в океане.
  • Объяснять различия в условиях жизни на разных глубинах и широтах Мирового океана.
  • Приводить примеры приспособления живых организмов к среде обитания на разных глубинах и широтах Мирового океана
Ключевые слова Мировой океан, шельф, планктон, нектон, бентос
Краткое описание

Урок с использованием ЭОР:

  • Тренажёр «Облако знаний. Школа». География, 6 класс: 
    • опорный конспект по теме «Жизнь в океане»,
    • самостоятельная работа по теме «Жизнь в океане».
  • Тренажёр «Облако знаний». Функциональная грамотность: самостоятельная работа по теме «На побережье Чёрного моря»

Этап мотивации и актуализации знаний

Мотивационным полем для начала беседы по теме урока может послужить первое задание самостоятельной работы по теме «Жизнь в океане».

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Жизнь в океане»

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Жизнь в океане»

Учащимся предлагается вспомнить материал предыдущего урока («Жизнь на суше») и заполнить левый столбик таблицы.  После этого учитель предлагает обратиться к правому столбику и поразмышлять над тем, какие закономерности в распространении жизни могут существовать в Мировом океане, совпадают ли они с тем, что есть на суше, или отличаются?

Вопросы для размышления:

  • Для животных или для растений благоприятнее условия жизни в океане? (Нет почвы, меньше света, а значит затруднён фотосинтез, из растений – только водоросли.)
  • Как географическая широта влияет на условия обитания морских организмов? Какие воды благоприятнее для них – тёплые или холодные? (Кислород лучше растворяется в холодной воде.)
  • Какой ещё фактор, помимо географической широты, влияет на условия обитания живых организмов в океане? (Глубина, сравнить с высотной поясностью на суше.)

Учащиеся выдвигают предположения. Учитель напоминает, что такие предположения носят название гипотез и требуют подтверждения. Исходя из этого, формулируются цели урока:

  • изучить особенности распространения жизни в океане: а) на разных широтах и б) на разных глубинах;
  • подтвердить или опровергнуть сделанные предположения.

Освоение нового материала (с поэтапным закреплением)

Начать этот этап урока можно с работы с опорным конспектом «Облака знаний». Учитель предлагает учащимся прочитать первую часть конспекта и найти ответы на поставленные вопросы, сравнив с выдвинутыми ранее предположениями (индивидуальная работа, 5 мин.).

Опорный конспект по теме «Жизнь в океане»

Опорный конспект по теме «Жизнь в океане»

По результатам работы выполняется промежуточная проверка усвоения материала: задания 1 (заполняется правая колонка таблицы) и 2 из самостоятельной работы по теме «Жизнь в океане».

Фрагменты самостоятельной работы по теме «Жизнь в океане»

Фрагменты самостоятельной работы по теме «Жизнь в океане»

Стоит подробнее остановиться на особенностях обитания морских организмов на больших глубинах. Выявляются неблагоприятные факторы среды и способы адаптации организмов к ним (задание 5).

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Жизнь в океане» (задание 5)

Фрагмент самостоятельной работы по теме «Жизнь в океане» (задание 5)

Можно задать вопрос: Как вы думаете, что будет, если переселить глубоководных рыб в более благоприятные условия обитания, где больше света, кислорода, выше температура и не такое большое давление?

На следующем шаге учитель возвращает внимание детей к опорному конспекту и предлагает изучить его вторую часть. Новые термины выписываются в тетрадь.

Усвоение этой части нового материала проверяется путём выполнения третьего задания самостоятельной работы по теме «Жизнь в океане».

Фрагменты самостоятельной работы по теме «Жизнь в океане»

Фрагменты самостоятельной работы по теме «Жизнь в океане»

В завершение основной части урока учитель обращает внимание на разнообразие и уязвимость жизни в Мировом океане, ответственность человека за её сохранение.

Можно задать дополнительный вопрос про «океанические пустыни» и «океанические оазисы» (материал конспекта)

Применение новых знаний и умений

Следующий этап урока – применение знаний, в том числе в новых ситуациях. На данном этапе учащиеся работают преимущественно самостоятельно. Учитель при этом играет роль наставника, направляя учеников в процессе выполнения заданий.

Этот этап урока предлагается провести с использованием материала межпредметного курса по функциональной грамотности «На побережье Чёрного моря». Его использование существенно расширяет возможности достижения личностных и метапредметных результатов урока, позволяет реализовать компетентностный подход.

Напомните детям, что скоро лето, и кто-то будет отдыхать на море. А есть ли в морях и океанах существа, опасные для человека, встреча с которыми может нести угрозу? (Акулы, осьминог, электрический скат, некоторые ядовитые виды иглокожих и медуз и др.). Какие из них есть в Чёрном море?

Фрагмент самостоятельной работы по теме «На побережье Чёрного моря»

Фрагмент самостоятельной работы по теме «На побережье Чёрного моря»

Далее учащимся предлагается самостоятельная работа (в группах, парах) с предложенным материалом (сцены 4, 5). Работая с ним, дети должны определить, какие виды медуз Чёрного моря опасны и какие меры предосторожности следует соблюдать, купаясь в море. 

Фрагменты самостоятельной работы по теме «На побережье Чёрного моря»

Фрагменты самостоятельной работы по теме «На побережье Чёрного моря»

Подведение итогов урока

На этапе подведения итогов учитель доступными и целесообразными методами организует в классе рефлексию по достигнутым, либо недостигнутым целям урока. Учитель даёт возможность ученикам выразить свои мысли и впечатления о прошедшем занятии.

Домашнее задание:

  • опорный конспект;
  • задание 4 самостоятельной работы по теме «Жизнь в океане» (о распространении кораллов).

Материал подготовлен методистом «Облака знаний» Светланой Смирновой

Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»