- Фрикционные материалы предназначены для создания тормозных систем, прессов; у них высокий коэффициент трения, малый модуль упругости, невысокая твёрдость, устойчивость к возгоранию, гидрофобность.
- Антифрикционные материалы используют для изготовления подшипников, шарниров, направляющих для ползунов, эксцентриковых и кулачковых механизмов. У них низкий коэффициент трения, малый износ, высокая твёрдость и модуль упругости, в процессе приработки формируют микрорельеф поверхности, способны поглощать мелкие частицы, имеют низкую адгезию, гетерогенную структуру. Различают:
- металлические антифрикционные материалы:
- баббиты (Sn-Sb-Cu, Pb-Cu-Sb-As-Cd-Ni), для вкладышей подшипников;
- бронзы (Cu-Sn) – для подшипников скольжения, зубчатых колёс;
- латуни (Cu-Zn) – устойчивы к коррозии, для подшипников скольжения;
- чугуны (Fe-C) – серый пластинчатый, модифицированный с глобулярным графитом, ковкий чугуны используют в ненагруженных узлах трения;
- алюминиевые сплавы с тугоплавкими Cr, Fe, Mn, Si или легкоплавкими Sn, Pb, Sb, Mg, Cd добавками – лёгкие, прочные, теплопроводные, устойчивые к коррозии.
- природные антифрикционные материалы – древесина, драгоценные и полудрагоценные камни;
- полимерные антифрикционные материалы – пластмассы на основе полиамидных и эпоксидных смол, фторопласты.
Материаловедение • 31 класс
5
Классификация триботехнических материалов
Было полезно?
Рекомендуем
Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках