- История России тесно связана с всемирной историей. Россия занимает крупнейшую территорию. Здесь проживали разные народы, каждый внёс вклад в развитие страны.
- Источники по истории России: письменные, вещественные, визуальные, лингвистические и другие. Важный источник − «Повесть временных лет» (XII век).
- Древнейшие следы пребывания человека на территории России – Северный Кавказ (500 тыс. – 1 млн лет назад). Стоянки: Сунгирь, Костёнки, Денисова пещера, Мальта. Сильное влияние оказал ледниковый период (90–12 тыс. лет назад).
- Неолитическая революция (5–6 тыс. лет назад) – постепенный переход от присваивающего хозяйства к производящему, от родовой общины к соседской. Усложнение экономики, развитие городов – предпосылки формирования государства.
- Первые государства на территории России начали образовываться в VII в. до н. э. – III в. н. э.: Боспорское царство, Пантикапей, Херсонес в Северном Причерноморье (греческие колонии); Скифское царство в Крыму; Дербент на Кавказе. Большинство из них пришло в упадок в связи с Великим переселением народов (IV–VII вв.).
- В этот период на территории Русской равнины расселились славяне, разделились на три ветви (западные, восточные, южные). В VII–IX вв. формируются суперсоюзы племён, институты веча, княжеской власти. Ранняя религия славян – политеизм (язычество). Вера в духов, культ Рода. О пантеоне богов мало свидетельств, большая часть – поздние подделки. Занятия славян: земледелие, скотоводство, промыслы.
- Соседи восточных славян: Тюркский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария.
История • 11 класс
13
Роль и место России в мировой истории. Народы и государства на территории нашей страны в древности
Было полезно?
Рекомендуем
Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках