- Проблемы: низкая производительность труда и качество продукции, экстенсивный характер развития, отсутствие у работников мотивации, кризис сельского хозяйства.
- Инициаторы реформ: А. Н. Косыгин – председатель Совета министров СССР, экономист Е. Г. Либерман. Цели реформ: интенсификация экономического развития.
- Аграрная реформа 1965. Задачи: преодоление продовольственного кризиса, ликвидация убыточности предприятий, стимулирование труда и решение социальных проблем села. Меры: повышение закупочных цен, твёрдый план госзакупок, расширение подсобных хозяйств, списание долгов колхозов. Проблемы: неэффективное расходование средств; коррупция; экологические проблемы. Результат: провал, СССР – крупнейший импортёр зерна.
- Косыгинская реформа промышленности 1965. Задачи: интенсификация производства, экономическое стимулирование предприятий. Меры: ликвидация совнархозов, возвращение к отраслевому управлению; сокращение плановых показателей; расширение самостоятельности; формирование фондов предприятия за счёт прибыли. Результат: 1966–1970 – самая успешная пятилетка в истории СССР. Но к началу 1970-х – снижение темпов роста.
- Попытки изменения вектора социальной политики. Повышение зарплат, массовое производство бытовых товаров, жилищное строительство. При этом сохранялся острый дефицит продуктов, товары были низкого качества. Рост коррупции и спекуляции.
- Итоги. Реформы не меняли сущности командно-административной системы, которая исчерпала себя. Кризисные тенденции усугубились концентрацией ресурсов в ВПК и ТЭК, увеличением экспорта нефти и формированием сырьевого характера экономики.
История • 11 класс
2914
Экономические реформы 1960-х годов. Косыгинская реформа
Было полезно?
Рекомендуем
Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках