
В 1920-е проявлялись новые тенденции в художественном искусстве. Авангард – искусство, стремящееся порвать с прошлым, отрицает историческую традицию и преемственность. Русский авангард появился в 1910-х, в 1920-х пережил свой расцвет. Основные направления: абстракционизм (В. Кандинский), супрематизм (К. Малевич), футуризм (раннее творчество В. Маяковского, В. Хлебников). Театр В. Э. Мейерхольда (эксцентричность, гротеск). Бунтарство, выражение настроений толпы.
Литература 1920-х: героизация революции и гражданской войны (М. Шолохов, И Бабель), лирика С. Есенина и В. Маяковского, сатира М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова.
Живопись, скульптура: Ассоциация художников революционной России (АХРР) – реалистичность искусства, прославление социализма, труда (И. Бродский, М. Греков, И. Шадр). Противопоставляли себя авангарду.
Архитектура: конструктивизм – строгость, монолитность (братья Веснины, В. Е. Татлин). Дворцы труда, дома-коммуны, клубы.
Достижения советского кинематографа 1920-х имели мировое значение. Работы С. М. Эйзенштейна («Броненосец Потёмкин», «Октябрь»), Дзиги Ветрова («Кино-глаз», «Человек с киноаппаратом». )
В конце 1920-х государство ужесточило контроль над искусством. Возобладал социалистический реализм, авангард потерял своё значение.