Основой информационного общества являются теоретические знания, информация. Владение знаниями подразумевает способность ориентироваться и усваивать большие объёмы информации, уметь критически воспринимать её, анализировать и грамотно использовать.
Знания подразделяются на житейские, художественные и научные.
Образование и самообразование выступают определяющими факторами развития информационного общества.
Тенденции развития современного образования: демократизация, непрерывность, гуманизация, информатизация, интернационализация, универсальность и гибкость и др.
Новые требования к образованию: фундаментальность образования; максимально ранняя профессиональная ориентация будущих специалистов; раннее начало научной деятельности и др.
Направления развития образования в РФ: сохранение и укрепление единства образовательного пространства РФ; реформирование содержания образования; подготовка и переподготовка кадров; реформа управления образования; нормативно-правовое обеспечение функционирования и развития системы образования; массовая профессионализация молодёжи.
Самообразование – индивидуальная, творческая деятельность, направленная на получение и усовершенствование знаний, навыков и умений.