- 1960–1970-е – период экономического роста в странах Запада. Переход к постиндустриальному обществу. Становление социально-ориентированной рыночной экономики.
- Государство всеобщего благоденствия (Социальное государство) – модель политического устройства, в котором государство играет ключевую роль в социальной поддержке граждан и регулирует экономику в интересах общества. Отдельный опыт – «Скандинавская модель».
- Общество потребления – социальное устройство, возникшее в развитых странах во второй половине ХХ века, которое характеризуется увеличением личных доходов населения, повышением уровня жизни и, как следствие, ростом индивидуального потребления товаров и услуг («Американская мечта»). Массовая автомобилизация, распространение бытовой техники. Рост удельного веса среднего класса. Развитие массовой культуры.
- Научно-техническая (информационная) революция. Освоение космоса. Распространение персональных компьютеров. Автоматизация производства, рост количества «белых воротничков» (инженерно-технический персонал).
- Глобализация. Развитие Транснациональных корпораций (ТНК), мировой инфраструктуры. Осознание глобальных проблем человечества и первые попытки их решения.
- 1968 — создание Римского клуба. Изучение проблем глобализации. Возникновение экологического движения («зелёные»). Развитие экологического законодательства. Ограничение вреда ТНК. Решение: перенос производства в развивающиеся страны.
- Мировые экономические кризисы 70-х — начала 80-х способствовали трансформации экономики развитых стран. 1973 – «нефтяной шок», вызванный резким повышением цен на нефть вследствие арабо-израильской войны. Мировой экономический и финансовый кризис, отказ от Бреттон-Вудской системы (твердые обменные курсы валют), переход к свободной торговле валютами. 1979 – новый экономический кризис, связанный с Иранской революцией. Замедление темпов роста, инфляция.
- Результат: кризис модели государства всеобщего благосостояния. Переход к неоконсерватизму.
Социально-экономическое развитие западных стран в 60 — начале 80-х годов
Было полезно?
Рекомендуем
Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках