- Под влиянием СССР в государствах Восточной и Центральной Европы в конце 1940-х прошли революции, установлены коммунистические режимы. Сформировался социалистический блок: 1949 – СЭВ, 1955 – ОВД. Начало холодной войны. Оказание материальной помощи со стороны СССР способствовало восстановлению экономики. При этом – насильственная коллективизация, индустриализация. 1953 — волнения в ГДР.
- 1956 — ХХ съезд КПСС, начало десталинизации. Волнения в Польше и Венгрии, попытка проведения демократических реформ. Подавление со стороны СССР. В Венгрии в конце 1960-х проведены экономические реформы, способствовавшие развитию страны.
- 1968 – «Пражская весна», попытка демократизации и «построения социализма с человеческим лицом» в Чехословакии. Массовые митинги в поддержку реформ. Опасения СССР по поводу смены режима и ввод войск ОВД. Доктрина Брежнева – защита социализма является общим делом социалистических стран. Результат: падение авторитета СССР внутри социалистического лагеря, поддержание влияния силой, консервация проблем.
- Конец 1970-х – экономический кризис в Польше привёл к активизации социальных движений и политическому кризису. Профсоюз «Солидарность» (Лех Валенса) провозгласил движение против коммунистического влияния. 1981 – введение в Польше военного положения.
- Югославская модель социализма. И. Б. Тито (1953–1980). Влияние СССР после войны не так велико, как в других странах Восточной Европы. Собственный политический и экономический курс, направленный на укрепление экономики и преодоление национальных противоречий. Во внешней политике – Движение неприсоединения. После смерти Тито – кризис Югославии.
Страны Центральной и Восточной Европы во второй половине ХХ века. Организация Варшавского договора
Было полезно?
Рекомендуем
Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках