- Культура 1920-х годов – время сворачивания свободы творчества со стороны государства.
- Партийный контроль над культурой. Наркомпрос (контроль всех направлений культуры). Пролеткульт (формирование пролетарской культуры). Главлит (цензура).
- Борьба с безграмотностью. Избы-читальни в деревнях. Рабфаки при вузах.
- Советский авангард. Литература: В. В. Маяковский, лирика С. Есенина, сатира М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова. Театр: В. Э. Мейерхольд. Архитектура: братья Веснины, В. Е. Татлин (конструктивизм). Киноискусство: С. М. Эйзенштейн.
- Культура русского зарубежья. 1921 – сборник «Смена вех». Примирение с большевиками. Возвращение из эмиграции (А. Н. Толстой, М. И. Цветаева, М. Горький и другие).
- Репрессии (М. М. Тихвинский, Н. С. Гумилев). 1922 – «философский пароход».
- Культура 1930-х годов развивалась в условиях ужесточения политического режима.
- Создание «нового человека». Культ героев («сталинские соколы», эпопея челюскинцев). Пропаганда коллективизма. Воспитание интернационализма и советского патриотизма.
- Культурная революция. От обязательного начального образования (1930) к массовой средней школе (1937). Развитие системы среднего и высшего образования.
- Унификация искусства. Единый метод – социалистический реализм. Создание творческих союзов. Жесткий партийный контроль. Массовые репрессии.
- Представители искусства. Кинематограф: «братья» Васильевы, С. А. Герасимов, Г. В. Александров и другие. Музыка: С. Ф. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, И. О. Дунаевский и другие. Живопись: Б. В. Иогансон, А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов. Литература: М. В. Шолохов, М. А. Булгаков, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам и другие.
Советская культура в 20—30-е годы
Было полезно?
Рекомендуем
Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках