Математика • 10 класс
404

Решение алгебраических уравнений высших степеней

  • Вычислить уравнения высших степеней можно различными способами:
    • разложить многочлен на множители (группировкой, использовать формулы сокращённого умножения, по схеме Горнера или теореме Безу, путём деления на многочлен);
    • методом замены переменной (в ситуации, когда это биквадратные или возвратные уравнения, либо уравнения, в которых выделяются одинаковые многочлены; вводом неопределённых коэффициентов);
    • функционально-графическим методом (применение производной, теоремы о монотонности (возрастание и убывание) функций, с помощью составления уравнения касательной).

 

  • Пример. Решите уравнение (𝑥2+4𝑥)(𝑥2+4𝑥17)=60.

I способ. Методом замены переменных.

II способ. По теореме Безу.

Пусть 𝑥2+4𝑥=𝑚. Тогда получается уравнение 𝑚𝑚17=60. Решив его, получим 𝑚1=12; 𝑚2=5. Выполняем обратную замену: 𝑥2+4𝑥=12 и 𝑥2+4𝑥=5. Получаем результаты.

𝑥1=6; 𝑥2=2; 𝑥3=5; 𝑥4=1.

Раскроем скобки 𝑥4+8𝑥3𝑥268𝑥+60=0. Сумма всех коэффициентов многочлена равна 0, значит 𝑥1=1. Разделим 𝑥4+8𝑥3𝑥268𝑥+60 на 𝑥1, получим 𝑥3+9𝑥2+8𝑥60. Проверим 𝑥2=2 (следующий целочисленный делитель). Разделим 𝑥3+9𝑥2+8𝑥60 на 𝑥2, получим 𝑥2+11𝑥+30. Решим квадратное уравнение и узнаем оставшиеся корни 𝑥3=6; 𝑥4=5.

Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»