- Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения:- Отношения одновременности или последовательности действий выражаются при помощи соединительных союзов: и, да, да и, тоже, также, ни – ни.
 Пример. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет. (И. Крылов).
- Отношения перечисления явлений и событий выражаются с помощью повторяющегося соединительного союза и .
 Пример. Как будто кто-то задумчиво, без слов пел, и не было слышно голоса, и только представлялась потонувшая в ночной синеве река.
 (А. Серафимович).
- Отношения несовместимости действий выражаются при помощи разделительных союзов: или, иль, либо, то – то, то ли – то ли.
 Пример. Либо я всё устрою по-прежнему, либо я вызову его на дуэль. (А. Чехов).
- Отношения чередования явлений выражаются при помощи повторяющихся разделительных союзов: или – или, иль – иль, либо – либо, то – то.
 Пример. То дождь идёт, то солнце светит.
- Отношения противопоставления явлений и событий выражаются при помощи противительных союзов: но, а, да (= но), однако, зато.
 Пример. Была зима, но все последние дни стояла оттепель. (И. Бунин).
- Отношения сопоставления явлений и событий выражаются при помощи противительных простых или составных союзов: а, как – так и, не столько – сколько, не только – но и.
 Пример. Растениям нужна как влага, так и тепло необходимо им.
 
Русский язык • 9 класс
727
Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения
Было полезно?
Рекомендуем
Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках