- 1898 – I съезд РСДРП (создание Российской социал-демократической рабочей партии), лидеры Г. В. Плеханов, В. И. Ульянов (Ленин). 1903 – II съезд РСДРП, произошло разделение на большевиков (В. И. Ленин) и меньшевиков (Л. Мартов). 1902 – образована Партия социалистов-революционеров (ПСР). Её возглавил В. М. Чернов.
- 17 октября – Николай II издает Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Были провозглашены демократические права и свободы, гарантированы выборы в Государственную думу. Создавался Совет министров. Была отменена предварительная цензура печати.
- Консервативные партии: «Русская монархическая партия», «Союз русского народа» (восстановление и укрепление самодержавия, православия, народности). Либеральные партии: Конституционно-демократическая партия (кадеты, создана П. Н. Милюковым), «Союз 17 октября» (октябристы) – сформировались осенью 1905.
- Апрель 1906 – Николай II утвердил «Основные законы Российской империи» в новой редакции. Законодательная власть распределялась между императором, Государственным советом и Государственной думой. Законопроект утверждался Думой, затем Государственным советом и шёл на подпись к царю.
- Конец апреля 1906 – июль 1906 – деятельность I Государственной Думы. Председатель – кадет С. А. Муромцев. Главное место в работе Думы занял аграрный вопрос. В итоге думская комиссия признала принцип «принудительного отчуждения земель». Была распущена указом императора.
- Февраль – июнь 1907 – созыв и роспуск II Государственной Думы. Председатель кадет Ф. А. Головин. 3 июня 1907 – Третьеиюньский государственный переворот (незаконный роспуск II Государственной Думы и внесение изменений в избирательный закон).
Становление российского парламентаризма
Было полезно?
Рекомендуем
Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках