- Россия оставалась аграрной страной. Сохранение крепостнической системы тормозило дальнейшее развитие.
- Государство проводило политику, направленную на ограничение действия крепостного права. Однако меры носили точечный характер и не затрагивали основу строя (запрет продажи крестьян в розницу, запрет покупки безземельными дворянами и т. п.). Николай I считал крепостное право «гибельным для России», но его отмену в текущей ситуации называл «ещё большим злом».
- 30–40-е гг. XIX в. – начало промышленного переворота в России.
- Особенности: начался позже, чем в Европе и в условиях сохранения крепостного права, связан с использованием опыта Запада, имел высокие темпы развития, затрагивал отдельные отрасли (слабо развито машиностроение).
- Черты: замена ручного труда машинным, урбанизация, появление новых социальных групп (буржуазия, пролетариат); развитие инфраструктуры.
- Транспорт. Строились водные каналы (Белозёрский канал), шоссейные дороги (Москва – Петербург). 1837 – первая железная дорога из Петербурга в Царское село.
- Торговля. Главным товаром на экспорт стало зерно. Экспорт промышленных товаров не превышал 10 % и был направлен в страны Азии. Основной партнёр – Англия.
- Финансы. 1839–1843 – денежная реформа Е. Канкрина (главным платёжным средством стал серебряный рубль, создание «золотого запаса», ограничение расходов императорского двора).
История • 9 класс
8802
Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX века
Было полезно?
Рекомендуем
Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках