Образование и наука в России во второй половине XIX века. Технический прогресс и перемены в повседневной жизни
Развитие образования:
Начальная школа (церковно-приходские, земские школы, воскресные школы).
Среднее образование (мужские и женские гимназии, реальные училища).
Высшее образование (открыты новые университеты в Одессе и Томске, появляются технические вузы, в начале 1870-х гг. открыты Высшие женские курсы в Москве и Петербурге). Создатель отечественной педагогической теории К. Д. Ушинский.
Печать, книжное дело, музеи:
Увеличение объемов печатной продукции (выпуск книг большими тиражами по доступной цене, издание более 100 газет и журналов). Издательство серии «Жизнь замечательных людей» Ф. Ф. Павленков и Энциклопедического словаря Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. 1862– открытие в Москве Публичной библиотеки.
Открытие Исторического и Политехнического музеев в Москве. Предоставление свободного доступа в Эрмитаж. Создание Третьяковской галереи.
Развитие науки:
Естественные науки: открытие периодического закона химических элементов Д. И. Менделеевым; достижения в области физиологии (И. М. Сеченов, И. И. Мечников); обоснование теории света и закона фотоэффекта (А. Г. Столетов); П. П. Яблочков изобрёл первую дуговую электрическую лампу; А. С. Попов стал одним из основоположников радиосвязи (1895 г.); К. Э. Циолковский – основатель отечественной космонавтики.
Гуманитарные науки: труды историков С. М. Соловьёва, В. О. Ключевского, Н. И. Костомарова, Толковый словарь русского языка В. И. Даля.
География: исследования Средней Азии (П. Н. Семёнов-Тянь-Шанский), Центральной Азии (Н. М. Пржевальский), Океании, Новой Гвинеи (Н. Н. Миклухо-Маклай).