- После 1861 в деревне начался переход к капиталистическим формам хозяйства. Но сохранились многие пережитки крепостного права. Крестьяне получили небольшие наделы, основная часть угодий осталась у помещиков (пашни, луга, леса, водопои). Из-за временнообязанного положения крестьяне обязаны были работать на земле помещика. Крестьянские земли были собственностью сельской общины, в ней сохранялись переделы, чересполосица.
- В первые годы после реформы 1861 не наблюдался быстрый рост промышленного производства, увеличение количества фабрик и заводов. После отмены крепостного права прикреплённые рабочие, получив свободу, оставили свою работу. Многим предприятиям пришлось сократить производство, особенно железоделательным заводам и суконным фабрикам. Но промышленность быстро перестроилась и начался её рост.
- 1860 – открыт Государственный банк Российской империи. Банк должен был помогать развитию наиболее важных для государства отраслей промышленности (металлургической, машиностроительной, сахарной, текстильной) и поддерживать частные банки. 1860 – создан Московский купеческий банк. 1870 – был основан Волжско-Камский банк.
- В 1870-е активно строились железные дороги. Были введены в строй важные железнодорожные линии: Москва – Курск, Курск – Харьков, Харьков – Одесса, Харьков – Ростов, Москва – Ярославль, Москва – Тамбов и др.
- Во 2-й половине 1860-х – подъём в лёгкой промышленности. В тяжёлой промышленности подъём начался позже, в 1880-е, окончательно завершился промышленный переворот. Главным районом металлургического производства оставался Урал. Но появились новые промышленные районы. В Закавказском районе началась добыча нефти. Южный район стал центром металлургии. По добыче каменного угля Донбасс вышел на первое место. 1860–1870-е – время становления машиностроительной промышленности. Развивалось прежде всего строительство паровозов и вагонов. Заводы в Сормово, в Коломне, Путиловский завод. Активно продолжала развиваться хлопчатобумажная промышленность. Развитие промышленности привело к увеличению численности рабочих. Шло оформление нового социального слоя – пролетариата.
Развитие России в пореформенный период
Было полезно?
Рекомендуем
Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках