- 1864 – земская реформа. Создавались на местах губернские и уездные выборные органы управления – земства, состоявшие из распорядительных органов (губернских и уездных земских собраний) и исполнительных (губернских и уездных земских управ). Избиратели (только мужчины) делились на три курии (разряда): землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских крестьянских обществ. Был введён имущественный ценз. Выборы по крестьянской курии были многоступенчатыми.
- 1864 – судебная реформа. Созданы три типа судов: мировой суд (рассматривал мелкие уголовные и гражданские дела), окружной суд (рассматривали сложные уголовные и гражданские дела, вводился институт присяжных заседателей) и судебная палата (рассматривала особо важные уголовные и политические дела, апелляции решений окружного суда). Вводилось равенство всех сословий перед законом, гласность суда, независимость судей, состязательность обвинения и защиты, несменяемость судей и следователей, что способствовало развитию правового сознания.
- 1870 – городская реформа. Создавались всесословные выборные городские учреждения — городские думы и городские управы. Избирательное право получали мужчины с 25 лет, жившие в городе и платившие городские налоги. Все избиратели делились на три курии в зависимости от размера налога. Полномочия думы: устройство больниц, школ, культурных учреждений, благоустройство городов, попечение о развитии торговли, сбор налогов, противопожарные меры, водоснабжение, канализация.
- 1860–1870-е – военная реформа. 1864 – учреждение 15 военных округов. В середине 60-х – реформа военного образования (отделение от общей системы образования, создания новых учебных заведений). 1874 – введение всеобщей воинской повинности (все мужчины с 20 лет). Общий срок службы в сухопутных войсках в 15 лет, на флоте в 10 лет. Образование уменьшало срок службы – после начальной школы 4 года, городской 3 года, гимназии 1,5 года, университета 6 месяцев.
- 1860–1870-е – реформы образования. Начальные школы были государственные, земские, церковно-приходские, воскресные. Гимназии стали делить на классические и реальные. Появились женские гимназии. 1863 – был утверждён новый университетский устав, вернувший автономию.
Великие реформы Александра II
Было полезно?
Рекомендуем
Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках