История • 9 класс
518

Отмена крепостного права в России

  • Причины отмены крепостного права: необходимость ликвидации отставания России от индустриально развитых стран (отсутствие рынка свободных рабочих рук и личной заинтересованности крестьян в результатах труда, сохранение сословных привилегий); необходимость ослабления социального напряжения (усиление антикрепостнических настроений в обществе).
  • 1857 создание Секретного комитета для обсуждения крестьянской реформы.
  • 1858 преобразование Секретного комитета в Главный комитет по крестьянскому делу.
  • 1859 образование Редакционных комиссий. Их задачей было рассмотрение всех проектов, подготовленных местными комитетами, и составление единого закона. Главой комиссий был  Я. И. Ростовцев.
  • 1860 документы были переданы в Главный комитет, а потом в Государственный совет для обсуждения.
  • 19 февраля 1861 император Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права:
    • Крестьяне получали личную свободу и общегражданские права.
    • Они освобождались с землей (полевым наделом) в зависимости от региона черноземный, нечерноземный, степной.
    • Землю нужно было выкупить у помещика, до совершения выкупной сделки крестьяне считались временнобязанными.
    • Размеры выкупа земли в регионах были разные, государство оплачивало 80 % стоимости надела, а остальные 20 % крестьянин выплачивал сам. Крестьяне должны были вернуть деньги государству в течение 49 лет, ежегодно выплачивая 6 % от полученной суммы (выкупные платежи).
    • Если у крестьянина было больше земли, чем определялось нормами, он должен был вернуть излишки помещику отрезки.
    • Создавался институт мировых посредников, которые составляли уставные грамоты с условиями освобождения крестьян.
    • Значение реформы велико: привела к новым экономическим отношениям, способствовала созданию рынка свободной рабочей силы. Но были и недостатки: сохранение многих пережитков крепостного права (временнообязанное состояние крестьян) и проблема малоземелья крестьян.
Было полезно?

Рекомендуем

Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках
Зарегистрироваться в «Облаке знаний»