- Гуманитарные науки. Возрос интерес к отечественной истории. Вышла «История государства Российского» Н. Карамзина. Т. Грановский изучал историю французской революции. М. Погодин изучал историю Древней Руси, издавал журналы «Московский вестник» и «Москвитянин».
- Естественно-математические науки. 1802 – В. Петров разработал гальваническую батарею. 1826 – Н. Лобачевский создал неевклидову геометрию. 1832 – П. Шиллинг сконструировал первую линию электромагнитного телеграфа. 1834 – Б. Якоби изобрёл электродвигатель с вращающимся рабочим валом, а в 1838 – гальванопластику. 1839 – открытие Пулковской обсерватории. 1840 – Г. Гесс открыл основной закон термохимии.
- Медицина. Н. Пирогов стал основоположником военно-полевой хирургии. Он впервые применил наркоз во время операции, использовал для лечения переломов неподвижную гипсовую повязку.
- Географические экспедиции. 1803 – первая русская кругосветная экспедиция, ей руководил И. Крузенштерн. Было получено много данных о Дальнем Востоке, но и об островах центральной части Тихого океана, Аляске и Алеутских островах. 1819 – Ф. Беллинсгаузен возглавил вторую кругосветную экспедицию. В 1820 участниками экспедиции был открыт материк Антарктида. Исследователями Дальнего Востока были Г. Невельский и Н. Муравьёв-Амурский. 1845 – образовано Русское географическое общество.
- Образование. 1802 – создано Министерство народного просвещения. Сложилась система высшего, среднего и начального образования. Открывались гимназии, уездные училища, приходские школы. 1811 – открыт Александровский (Царскосельский) лицей. Появились новые университеты: Дерптский, Казанский, Харьковский, Виленский, Петербургский. 1833 – открыт университет в Киеве. Появляются ведомственные школы, начали работать технические вузы (Петербургский практический технологический институт).
История • 9 класс
959
Просвещение и наука в России в первой половине XIX века
Было полезно?
Рекомендуем
Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках