- Гуманитарные науки. Возрос интерес к отечественной истории. Вышла «История государства Российского» Н. М. Карамзина. Т. Н. Грановский изучал историю французской революции. М. П. Погодин изучал историю Древней Руси, издавал журналы «Московский вестник» и «Москвитянин».
- Естественно-математические науки. 1802 – В. В. Петров разработал гальваническую батарею. 1826 – Н. И. Лобачевский создал новую геометрическую систему, названную неевклидовой геометрией. 1832 – П. Л. Шиллинг сконструировал первую линию электромагнитного телеграфа. 1834 – Б. С. Якоби изобрёл электродвигатель с вращающимся рабочим валом, а в 1838 – гальванопластику. П. П. Аносов изучал приёмы выплавки стали. 1834 – вышла работа К. М. Бэра «Всеобщий закон развития природы». 1839 – открытие Пулковской обсерватории. 1840 – Г. И. Гесс открыл основной закон термохимии.
- Медицина. Н. И. Пирогов стал основоположником военно-полевой хирургии. Он впервые применил наркоз во время операции, использовал для лечения переломов неподвижную гипсовую повязку.
- Географические экспедиции. 1803 – первая русская кругосветная экспедиция, ей руководил И. Ф. Крузенштерн. Было получено много данных о Дальнем Востоке, но и об островах центральной части Тихого океана, Аляске и Алеутских островах. 1819 – Ф. Ф. Беллинсгаузен возглавил вторую кругосветную экспедицию. В 1820 участниками экспедиции был открыт материк Антарктида. Исследователями Дальнего Востока были Г. И. Невельский и Н. Н. Муравьёв-Амурский. 1845 – образовано Русское географическое общество.
- Образование. 1802 – создано Министерство народного просвещения. Сложилась система высшего, среднего и начального образования. В каждом губернском городе открывались гимназии, в уездном городе уездные училища, в сельской местности создавались приходские училища. 1811 – открыт Александровский (Царскосельский) лицей. Появились новые университеты: Дерптский, Казанский, Харьковский, Виленский, Петербургский. 1833 – открыт университет в Киеве. Появляются ведомственные школы, начали работать технические вузы (Петербургский практический технологический институт).
Просвещение и наука в России в первой половине XIX века
Было полезно?
Рекомендуем
Вы учитель или ученик?
Познакомьтесь с нашим образовательным онлайн-сервисом с тысячами интерактивных работ
Учителю
Удобно проводить уроки в классе, назначать работы на дом и анализировать результаты всего класса или конкретных учеников
Ученику
Самостоятельно изучать новые и повторять пройденные темы, готовиться по индивидуальной траектории и оценивать результаты на наглядных графиках